ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (наименование учебной дисциплины) 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (код, наименование специальность) 2023 Рассмотрено и согласована методическойпо профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Протокол №______ от «_____»__________20____ г. Разработана на основе Федерального образовательного стандарта Российской Федерации 43.02.15 Поварское и кондитерское дело государственного по специальности Председатель методической комиссии __________ Ю.С. Круподер Заместитель директора по УПР __________ Л. Н. Иванченко Составитель: Круподер Юлия Сергеевна преподаватель общепрофессионального и профессионального циклов ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучского колледжа промышленности и сервиса» Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 6 9 14 17 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДРПОЛЬЗОВАНИЯ 1.1. Областьпримененияпримернойпрограммы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО и ПООП СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД): Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала. При реализации рабочей программы учебной дисциплины ЕН.02 «Экологические основы природопользования» могут быть использованы различные образовательные технологии, в том числе элементы дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Рабочая программаучебнойдисциплиныпоспециальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании. 1.2.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности. знать: принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного взаимодействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятия и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал российской федерации; охраняемые природные территории. 1.3. № п/ п 1 . Использование часов вариативной части в программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих Дополнит ельныепрофе ссиональн ые компетен ции ПК…. Дополнительныезн №,наименования ания, умения темы ………………… Тема ………………… ………………… Количествоча сов Обоснованиевключ енияв программу Требования заказчика кадров 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Всего 53часа, в том числе: максимально учебной нагрузки студентов– 53 часа, включая: обязательной аудиторной нагрузки студентов - 49 часов; самостоятельной нагрузки студентов – 4 часа. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результатомосвоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями в соответствии с ФГОС СПО РФ по специальности. 3. СТРУКТУРАИ СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Тематический план учебной дисциплины ЕН.02 Экологическое основы природопользования Всего часов Наименование тем 1 2 3 ПК 6.3-6.4 Раздел 1.Физическая химия ОК 03-07, ОК 11 ПК 6.3-6.4 Раздел 2. Правовые и социальные ОК 03-07,ОК 11 вопросы природопользования Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет Всего 7 Объемвремени,отведенныйнаосвоение учебной дисциплины Обязательнаяаудиторнаяучебная Самостоятельная нагрузка обучающихся работаобучающихся Всего, в т.ч. в т.ч. Всего, в т.ч. часов лабораторные курсовая часов курсоваяработа (проект), часов работыи работа практические (проект), занятия,часов часов 4 5 6 7 8 30 28 2 22 20 2 1 53 1 49 4 3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования Наименование тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, Объем учебной дисциплины самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) часов 1 2 3 Раздел 1. Особенности взаимодействие природы и общества 28 Тема 1.1 Содержание учебного материала Природоохранный 12 Формы взаимодействия природы и общества. Экологические последствия различных видов потенциал человеческой деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Условия устойчивого состояния экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии (разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др.) и пути их решения. Выявление роли человеческого фактора в решении проблем экологии. Содействие сохранению окружающей среды. Тема 1.2. Содержание учебного материала Природные ресурсы Природные ресурсы и их классификация. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы использования и 8 и рациональное воспроизводства природных ресурсов. Генная инженерия и генетически модифицированные объекты. природопользование Понятие и принципы рационального природопользования. Охраняемые природные территории. Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды Содержание учебного материала Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Основные загрязнители, их классификация. Пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.«Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Основные загрязнители продуктов питания и их влияние на здоровье человека. Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.Основные задачи мониторинга окружающей среды. Концепция предельно – допустимой концентрации (ПДК).Методы контроля за состоянием загрязнения природных вод, почв, атмосферного воздуха. Самостоятельная работа студентов. Подготовить презентации по теме: «Нитраты в продуктах питания», «Современные методы защиты от радиоактивных загрязнений» на основе нормативных документов (Федеральный закон, СанПин, Госты, ТУ) 8 8 2 Тема 2.1. Хозяйственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду Раздел 2.Правовые и социальные вопросы природопользования Содержание учебного материала Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России.Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Органы управления и надзора по охране природы. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды. Международное сотрудничество, международные организации, международные соглашения, конвенции, договоры, по охране окружающей среды и их роль в обеспечении экологической безопасности. Содержание учебного материала Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения. Экологическая оценка деятельности предприятий. Организация деятельности предприятий в соответствии с экологическими нормами общества. Самостоятельная работа студентов. Выполнение индивидуальных заданий: «Дать экологическую оценку предприятия, на котором проходили производственную практику». Подготовить презентацию по теме: «Экологические проблемы, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов» Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет Всего: 9 21 11 9 2 1 49 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Экологических основ природопользования», оснащенный оборудованием: - доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), - посадочные места по количеству обучающихся; - комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, таблицы, раздаточный материал); - шкафы для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями). Технические средства обучения: - компьютер; - мультимедиапроектор (интерактивная доска); - мультимедийные и интерактивные обучающие материалы; - калькуляторы; - реактивы и лабораторное оборудование; - информационное обеспечение реализации программы. Оснащение выполняется в соответствии с п. 7.2.1. Примерной программы по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. 4.2.Общие требования к организации образовательной деятельности Освоение студентами учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), такиворганизациях, соответствующихпрофилю учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования. Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональныеумения и навыки. Теоретические з а н я т и я должны проводиться в учебном кабинете Естественно-научных дисциплин, лабораторно-практические занятия проводятся в лабораториях и мастерских согласно ГОС СПО по специальности. Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов: текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по лабораторным работам ипрактическим 10 занятиям, решение производственных задач обучающимися проведения теоретических занятий и т.д.; промежуточный контроль:дифференцированный зачет. в процессе 4.3. Кадровоеобеспечениеобразовательногопроцесса Требования к квалификации педагогическихкадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися за освоение профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. 4.4. Информационное обеспечения обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. — Москва :КноРус, 2021. — 214 с. 2. Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва :КноРус, 2021. — 194 с. 3. Манько О.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. – Москва: Академия, 2022. – 208 с. 4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. – Москва: Академия, 2020 – 240 с. 5. Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с. 6. Экологические основы природопользования : учебное пособие / 1. 11 составитель И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. 7. Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 224 с. 8. Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П. Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 268 с. 3.2.2. Основные электронные издания Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — СанктПетербург : Лань, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-3401-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118626 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва :КноРус, 2021. — 194 с. — ISBN 978-5-406-05154-2. — URL:https://book.ru/book/936972 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст : электронный. 3. Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П. Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 268 с. — ISBN 978-5-8114-5826-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146668 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4. Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с. — ISBN 978-5-8114-7128-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/155695 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 5. Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. — Москва :КноРус, 2021. — 214 с. — ISBN 978-5406-03321-0. — URL:https://book.ru/book/936326 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст : электронный. 6. Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-58114-4270-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138168 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 1. 3.2.3. Дополнительные источники 1. ГОСТ 17.0.0.01-76 Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. 2. ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы. Гидросфера 3. ГОСТ 18294-2004 Вода питьевая. 12 4. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения 5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (последняя редакция) 6. Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (последняя редакция) 7. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (последняя редакция) 8. Экология и жизнь: научно-популярный журнал [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecolife.ru/ 9. Экология производства: научно-практический журнал [Электронный ресурс]. URL: https://ecoindustry.info/ 13 5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем при проведении практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентовиндивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения знать: -принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания. -особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного взаимодействия на окружающую среду -об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; -принципы и методы рационального природопользования; -методы экологического регулирования; -принципы размещения производств различного типа; -основные группы отходов их источники и масштабы образования; -понятия и принципы мониторинга окружающей среды; -правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; -принципы и правила международного сотрудничества области природопользования и охраны окружающей среды; -природоресурсный потенциал Российской Федерации; -охраняемые природные территории. Уметь: -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; Критерии оценки Полнота ответов, точность формулировок, правильные ответы. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, верный ответ, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии Методы оценки - анализ выполнения практических работ -текущий контроль; - защита внеаудиторной самостоятельные работы; дифференцирован ный зачет Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов и - активность на 14 занятиях в группах; - верное -использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания -соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности. формулировок, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность выполнения задания, соответствие требованиям инструкций, регламентов, рациональность действий 15 выполнение задания и формулирование ответа; дифференцирова нный зачет