ЕН.02 Экологические основы природопользования_compressed

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
(наименование учебной дисциплины)

43.02.15 Поварское и кондитерское дело
(код, наименование специальность)

2023

Рассмотрено и согласована методическойпо профессии 43.01.09 Повар,
кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Протокол №______ от «_____»__________20____ г.
Разработана
на
основе
Федерального
образовательного стандарта Российской Федерации
43.02.15 Поварское и кондитерское дело

государственного
по специальности

Председатель методической комиссии
__________ Ю.С. Круподер
Заместитель директора по УПР
__________ Л. Н. Иванченко

Составитель:
Круподер Юлия Сергеевна преподаватель общепрофессионального и
профессионального циклов ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучского колледжа
промышленности и сервиса»

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
6
9
14
17

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДРПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1.

Областьпримененияпримернойпрограммы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО и ПООП СПО по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, в части освоения основных
видов профессиональной деятельности (ВПД):
Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала.
При реализации рабочей программы учебной дисциплины ЕН.02 «Экологические
основы природопользования» могут быть использованы различные образовательные
технологии, в том числе элементы дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения.
Рабочая
программаучебнойдисциплиныпоспециальности
СПО
43.02.15 Поварское и кондитерское дело может быть использована
в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
1.2.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
уметь:
 анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
производственной деятельности;
 использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи
организмов и среды обитания;
 соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической
безопасности.
знать:











принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники
техногенного взаимодействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения
экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятия и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической
безопасности;
принципы
и
правила
международного
сотрудничества
в
области
природопользования и охраны окружающей среды;




природоресурсный потенциал российской федерации;
охраняемые природные территории.

1.3.
№
п/
п

1
.

Использование часов вариативной части в программе
подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Дополнит
ельныепрофе
ссиональн
ые
компетен
ции
ПК….

Дополнительныезн №,наименования
ания, умения
темы

…………………

Тема

…………………

…………………

Количествоча
сов

Обоснованиевключ
енияв программу

Требования
заказчика
кадров

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Всего 53часа, в том числе:
максимально учебной нагрузки студентов– 53 часа, включая:
обязательной аудиторной нагрузки студентов - 49 часов;
самостоятельной нагрузки студентов – 4 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатомосвоения рабочей программы учебной дисциплины является
овладение
обучающимися
видом
деятельности,
в
том
числе
профессиональными (ПК) и общими компетенциями в соответствии с ФГОС
СПО РФ по специальности.

3. СТРУКТУРАИ СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план учебной дисциплины ЕН.02 Экологическое основы природопользования
Всего
часов
Наименование тем

1

2

3

ПК 6.3-6.4
Раздел 1.Физическая химия
ОК 03-07, ОК 11
ПК 6.3-6.4
Раздел 2. Правовые и социальные
ОК 03-07,ОК 11
вопросы природопользования
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего

7

Объемвремени,отведенныйнаосвоение учебной
дисциплины
Обязательнаяаудиторнаяучебная
Самостоятельная
нагрузка обучающихся
работаобучающихся
Всего,
в т.ч.
в т.ч.
Всего,
в т.ч.
часов лабораторные курсовая
часов курсоваяработа
(проект), часов
работыи
работа
практические (проект),
занятия,часов
часов
4
5
6
7
8

30

28

2

22

20

2

1
53

1
49

4

3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования
Наименование тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объем
учебной дисциплины самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
часов
1
2
3
Раздел 1. Особенности взаимодействие природы и общества
28
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Природоохранный
12
Формы взаимодействия природы и общества. Экологические последствия различных видов
потенциал
человеческой деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Условия устойчивого состояния
экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса. Глобальные проблемы
экологии (разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и
др.) и пути их решения.
Выявление роли человеческого фактора в решении проблем экологии. Содействие сохранению
окружающей среды.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Природные ресурсы Природные ресурсы и их классификация. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы использования и
8
и рациональное
воспроизводства природных ресурсов. Генная инженерия и генетически модифицированные объекты.
природопользование Понятие и принципы рационального природопользования. Охраняемые природные территории.
Тема 1.3.
Загрязнение
окружающей среды

Содержание учебного материала
Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Основные загрязнители, их
классификация. Пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.«Зеленая» революция и ее
последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Основные
загрязнители продуктов питания и их влияние на здоровье человека. Способы ликвидации последствий
загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.Основные задачи
мониторинга окружающей среды. Концепция предельно – допустимой концентрации (ПДК).Методы
контроля за состоянием загрязнения природных вод, почв, атмосферного воздуха.
Самостоятельная работа студентов.
Подготовить презентации по теме: «Нитраты в продуктах питания», «Современные методы защиты от
радиоактивных загрязнений» на основе нормативных документов
(Федеральный закон, СанПин, Госты, ТУ)
8

8

2

Тема 2.1.
Хозяйственные и
общественные
мероприятия по
предотвращению
разрушающих
воздействий на
природу.
Природоохранный
надзор
Тема 2.2.
Юридическая и
экономическая
ответственность
предприятий,
загрязняющих
окружающую среду

Раздел 2.Правовые и социальные вопросы природопользования
Содержание учебного материала
Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России.Нормативные акты по
рациональному природопользованию окружающей среды.
Органы управления и надзора по охране природы. Государственные и общественные мероприятия по
охране окружающей среды.
Международное сотрудничество, международные организации, международные
соглашения,
конвенции, договоры, по охране окружающей среды и их роль в обеспечении экологической
безопасности.

Содержание учебного материала
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения. Экологическая оценка
деятельности предприятий. Организация деятельности предприятий в соответствии с экологическими
нормами общества.
Самостоятельная работа студентов.
Выполнение индивидуальных заданий:
«Дать экологическую оценку предприятия, на котором проходили производственную практику».
Подготовить презентацию по теме: «Экологические проблемы, связанные с будущей
профессиональной деятельностью студентов»
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего:

9

21
11

9

2

1
49

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Экологических основ природопользования», оснащенный
оборудованием:
- доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по
числу обучающихся),
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, таблицы, раздаточный
материал);
- шкафы для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического
материала и др.; техническими средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными
образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами,
мультимедийными пособиями).
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор (интерактивная доска);
- мультимедийные и интерактивные обучающие материалы;
- калькуляторы;
- реактивы и лабораторное оборудование;
- информационное обеспечение реализации программы.
Оснащение выполняется в соответствии с п. 7.2.1. Примерной программы по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
4.2.Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение студентами учебной дисциплины должно проходить в условиях
созданной образовательной среды как в образовательной
организации
(учреждении),
такиворганизациях,
соответствующихпрофилю
учебной
дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую
направленность. В процессе лабораторно-практических занятий обучающиеся
закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые
профессиональныеумения и навыки.
Теоретические з а н я т и я должны проводиться в учебном кабинете
Естественно-научных дисциплин, лабораторно-практические занятия проводятся в
лабораториях и мастерских согласно ГОС СПО по специальности.
Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из
следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение
тестирования, оформление отчетов по лабораторным работам ипрактическим
10

занятиям, решение производственных задач обучающимися
проведения теоретических занятий и т.д.;
промежуточный контроль:дифференцированный зачет.

в

процессе

4.3. Кадровоеобеспечениеобразовательногопроцесса
Требования к квалификации педагогическихкадров, осуществляющих
реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими среднее профессиональное, высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным
для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися за освоение
профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том
числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3
года.

4.4. Информационное обеспечения обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в
образовательном процессе.
При
формировании
библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве
основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник /
О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. — Москва :КноРус, 2021. — 214 с.
2.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования :
учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва :КноРус, 2021. — 194 с.
3.
Манько О.М. Экологические основы природопользования: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / О.М. Манько, А.В.
Мешалкин, С.И. Кривов. – Москва: Академия, 2022. – 208 с.
4.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б.
Челидзе. – Москва: Академия, 2020 – 240 с.
5.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования :
учебное пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю.
Татарникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с.
6.
Экологические основы природопользования : учебное пособие /
1.

11

составитель И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с.
7.
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное
пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург :
Лань, 2019. — 224 с.
8.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М.
П. Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург :
Лань, 2020. — 268 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования :
учебное пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — СанктПетербург : Лань, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-3401-5. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/118626 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
2.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования :
учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва :КноРус, 2021. — 194 с.
— ISBN 978-5-406-05154-2. — URL:https://book.ru/book/936972 (дата обращения:
29.01.2022). — Текст : электронный.
3.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо /
М. П. Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург :
Лань, 2020. — 268 с. — ISBN 978-5-8114-5826-4. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146668 (дата
обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования :
учебное пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю.
Татарникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с. — ISBN
978-5-8114-7128-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/155695 (дата обращения: 29.01.2022).
— Режим доступа: для авториз. пользователей.
5.
Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник
/ О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. — Москва :КноРус, 2021. — 214 с. — ISBN 978-5406-03321-0. — URL:https://book.ru/book/936326 (дата обращения: 29.01.2022). —
Текст : электронный.
6.
Экологические основы природопользования : учебное пособие /
составитель И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-58114-4270-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/138168 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
1.

3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ 17.0.0.01-76 Система стандартов в области охраны природы и
улучшения использования природных ресурсов.
2. ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы. Гидросфера
3. ГОСТ 18294-2004 Вода питьевая.
12

4. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности
пищевых продуктов» (последняя редакция)
6. Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель»
(последняя редакция)
7. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (последняя редакция)
8. Экология и жизнь: научно-популярный журнал [Электронный ресурс].
URL: http://www.ecolife.ru/
9. Экология производства: научно-практический журнал [Электронный
ресурс]. URL: https://ecoindustry.info/

13

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем при проведении практических занятий и
лабораторных
работ,
тестирования,
а
также
выполнения
студентовиндивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
знать:
-принципы взаимодействия живых
организмов и среды обитания.
-особенности взаимодействия
общества и природы, основные
источники техногенного
взаимодействия на окружающую
среду
-об условиях устойчивого развития
экосистем и возможных причинах
возникновения экологического
кризиса;
-принципы и методы рационального
природопользования;
-методы экологического
регулирования;
-принципы размещения производств
различного типа;
-основные группы отходов их
источники и масштабы образования;
-понятия и принципы мониторинга
окружающей среды;
-правовые и социальные вопросы
природопользования и экологической
безопасности;
-принципы и правила
международного сотрудничества
области природопользования и
охраны окружающей среды;
-природоресурсный потенциал
Российской Федерации;
-охраняемые природные территории.
Уметь:
-анализировать и прогнозировать
экологические последствия
различных видов деятельности;

Критерии оценки
Полнота ответов,
точность формулировок,
правильные ответы.
Актуальность темы,
адекватность
результатов
поставленным целям,
верный ответ, точность
формулировок,
адекватность
применения
профессиональной
терминологии

Методы оценки
- анализ
выполнения
практических
работ
-текущий
контроль;
- защита
внеаудиторной
самостоятельные
работы;
дифференцирован
ный зачет

Правильность, полнота
выполнения заданий,
точность формулировок,
точность расчетов и

- активность на

14

занятиях в
группах;
- верное

-использовать в профессиональной
деятельности представления о
взаимосвязи организмов и среды
обитания
-соблюдать в профессиональной
деятельности регламенты
экологической безопасности.

формулировок,
соответствие
требованиям
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность выполнения
задания, соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов,
рациональность
действий

15

выполнение
задания и
формулирование ответа;
дифференцирова
нный зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».