РП рус.язык 5-23

ГОСУДАСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
Русский язык_
(название учебной дисциплины)

по профессии «Повар, кондитер»
(код, наименование профессии)

группа 5-23

2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»……………………………………………..…...4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины………….….8
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины…….16
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины…………………………………………………………………….17

1.

Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык»

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы.
Общеобразовательная
дисциплина
«Русский
язык»
является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной
программы СПО в соответствии с ФГОС по профессии «Повар, кондитер».
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины.
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся
знания и умения в области языка, навыки их применения в практической
профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины
в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
и ПК.

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 04.Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) совместная деятельность:
-понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
-координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
-осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
б) принятие себя и других людей:
-принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
-признавать свое право и право других людей на ошибки;
-развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;

Дисциплинарные (предметные)1
- уметь создавать устные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять
языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объем устных монологических высказываний–не менее
100слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-8 реплик);
уметь выступать публично, представлять результаты
учебно-исследовательской и проектной деятельности;
использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы
для решения учебных задач;
-сформировать представления об аспектах культуры речи:
нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать
системы знаний о нормах современного русского
литературного языка и их основных видах (орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические; уметь
применять знание норм современного русского
литературного языка в речевой практике, корректировать
устные и письменные высказывания; обобщать знания об
основных правилах орфографии и пунктуации, уметь
применять правила орфографии и пунктуации в практике
письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том
числе академическими словарями и справочниками в
электронном формате;
-уметь использовать правила русского речевого этикета в
социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения, в повседневном общении,
интернет-коммуникации.

Дисциплинарные(предметные)результатыуказываютсявсоответствиисихполнымперечнемвоФГОССООот17.05.2012г.№413(впоследнейредакцииот12.08.2022)

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
- Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- сформировать представления о функциях русского языка в
современном мире (государственный язык Российской
Федерации, язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовнонравственной и культурной ценности многонационального
народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
сформировать ценностное отношение к русскому языку;
- сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах
информации в тексте; уметь, понимать, анализировать и
комментировать основную и дополнительную, явную искрытую
(подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых
зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые
отношения между предложениями в тексте; создавать тексты
разных функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально-делового стилей разных жанров
(объем сочинения не менее150слов);

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;

ОК 09.
Пользоватьсяпрофесс
иональнойдокументац
иейнагосударственном
ииностранномязыках

- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего
осознанию своего
места
в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- уметь использовать разные виды чтения и аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
графику, инфографику и другое (объем текста для чтения –450500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для
пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные
тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
- обобщить знания о языке как системе, его основных
единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических
языковых средств; уметь анализировать единицы разных
уровней, тексты разных функционально-смысловых типов,

- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению
в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду

функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные стили, язык художественной литературы),
различной жанровой принадлежности; сформированность
представлений о формах существования национального
русского языка; знаний о признаках литературного языка и его
роли в обществе;
- обобщить знания о функциональных разновидностях языка:
разговорной
речи,
функциональных
стилях
(научный,
публицистический,
официально-деловой),
языке
художественной литературы; совершенствование умений
распознавать, анализировать и комментировать тексты
различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
художественной литературы);
- обобщить знания об изобразительно-выразительных
средствах русского языка; совершенствование умений
определять изобразительно-выразительные средства языка в
тексте

ПК2…

2

ОтражаетсяединицаПК,формируемаяприкладныммодулем(профессионально-ориентированнымсодержанием)всоответствиисФГОСреализуемойпрофессии/специальностиСПО

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

Вт.ч.

1. Основное содержание

60

вт.ч.:
теоретическое обучение

30

практические занятия

30

2. Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

12

вт.ч.:
теоретическое обучение

6

практические занятия

6

индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация (экзамен)

нет

Вовсехячейкахсозвездочкой(*)(вслучаееёналичия)следуетуказатьобъемчасов,авслучаеотсутствия убрать из списка

**)Еслипредусмотрениндивидуальныйпроектподисциплине,программапоегореализации разрабатывается
отдельно

2.1. Тематический план и содержание дисциплины
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Основное содержание
Тема 1.1. Основные
функции языка в
Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные
современном обществе
гипотезы). Язык как естественная и не биологическая система знаков. Язык и мышление.
Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития
языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический,
исторический. Реформы русской орфографии
Наименование
разделов и тем

Тема 1.2
Происхождение
русского языка.
Индоевропейская
языковая семья. Этапы
формирования русской
лексики

Практические занятия:
Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в
современном обществе.
Основное содержание
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования
русской лексики.
Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки
заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
профессиональной лексике. Словарь специальности
Практические занятия:
Практическая работа. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения
заимствованных слов

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

12
4

ОК 05
ОК 05

2
2
4

ОК 05

2
2

9

Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение.
Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском
языке
Практические занятия:
Практическая работа. Принципы русской орфографии
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
Основное содержание
Тема 2.1. Фонетика и
орфоэпия
Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков:
позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных,
согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное).
Орфоэпия и орфоэпические нормы
Тема 1.3. Язык как
система знаков

Тема 2.2. Морфемика и
словообразование

Практические занятия:
Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова:
проверяемые, непроверяемые, чередующиеся
Основное содержание
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем:
корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразование и формообразование.
Практические занятия:
Практическаяработа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых
согласных. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание
приставок на – З (-С) ,ПРЕ-/ПРИ-,гласных после приставок

4

ОК 05

2
2
36
4

ОК 04; ОК 05
ОК 04; ОК 05

2
2
4

ОК 04; ОК 05

2
2

10

Тема 2.3. Имя
существительное как
часть речи.

Тема 2.4. Имя
прилагательное как часть
речи.

Тема 2.5. Имя
числительное как часть
речи.

Тема 2.6. Местоимение
как часть речи.

Основное содержание
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени
существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных
Практические занятия:
Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных. Правописание сложных имен существительных.
Основное содержание

4

ОК 04; ОК 05

2
4

ОК 04; ОК 05

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные,
относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая
форма имен прилагательных. Семантико-стилистические различия между краткими и
полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Практические занятия:

2

Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных
Основное содержание
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые,
собирательные. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость
собирательных числительных.

2

Практическиезанятия:
Практическаяработа.Правописаниечислительных.Возможностииспользования
цифр.Числительныеиединицыизмерениявпрофессиональнойдеятельности.
Основное содержание
Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные,
относительные, неопределенные, отрицательные, указательные,
определительные. Дефисное написание местоимений

2
2

4

4

ОК 04; ОК 05

ОК 04; ОК 05

11

Тема 2.7. Глагол как
часть речи.

Тема 2.8. Причастие и
деепричастие как особые
формы глагола

Тема 2.9. Наречие как
часть речи. Служебные
части речи.

Практические занятия:
Практическая работа. Правописание числительных. Правописание местоимений с
частицами НЕ и НИ
Основное содержание
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время,
лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа
инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции
Практические занятия:
Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Основное содержание
Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Краткие и полные
формы причастий
Практические занятия:
Практическая работа Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий.
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов
деепричастий.
Основное содержание
Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды
наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении
качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования.
Разряды союзов по семантике, структуре и
способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы
Практические занятия:
Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи
(знаменательных и служебных). Слова, категории, состояния. Правописание производных
предлогов и союзов. Правописание частиц. Правописание частицы
НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописания частиц НЕ и НИ

2
2
4

ОК 04; ОК 05

2
2
4

ОК 04; ОК 05

2
2

4

ОК 04; ОК 05

2
2

12

Раздел 3. Синтакс и сипунктуация
Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса.

Тема 3.2 Второстепенные
члены предложения.

Тема 3.3. Сложное
предложение

Основное содержание
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение.
Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого
двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.
Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении
Основное содержание
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с
обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень
распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений,
обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид
обособленных членов
Практические занятия:
Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими
словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и
предложений. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных
конструкциях. Знаки препинания при обращении
Основное содержание
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению
(предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.

4

ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ОК 04; ОК 05

2
2
4

ОК 04; ОК 05

12

2
2

4
2

ОК 05; ОК 09

13

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные
предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и
косвенной речью как способ передачи чужой речи
Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки
препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных
сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой
речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации.

Тема 4.2.
Коммуникативный
аспект культуры речи.

2

12

Профессионально-ориентированное содержание

4

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).
Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет
Практические занятия:
Практическая работа, Терминология и профессиональная лексика. Язык
специальности. Отраслевые терминологические словари
Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК… 3
ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК…

2
2

ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК…

Функциональные стили русского литературного языка как типовые
коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык.
Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь
Практические занятия:
ОтражаетсяединицаПК,формируемаяприкладныммодулем(профессионально-ориентированнымсодержанием)всоответствиисФГОСреализуемойспециальности/профессииСПО

3

14

Тема 4.3. Научный
стиль.

Тема 4.4. Деловой
стиль

Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы
использования синонимов, омонимов, паронимов. Лексика, ограниченная по сфере
использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы)
Профессионально-ориентированное содержание

2

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды
терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)
Практические занятия:

2

Профессионально-ориентированное содержание

4

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды
деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности

2

Практические занятия:
Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.
Промежуточная аттестация (Экзамен)

2

ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК…

ОК 04; ОК 05;
ОК 09
ПК…

2
Всего:

72

15

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
русского языка.
Эффективность преподавания курса русского языка зависит от наличия
соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется
особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и
практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
портретов выдающихся ученых в языкознания и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов оценочных
средств, экзамена и др.);
- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная доска, выход в
локальную сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет).
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном
процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

16

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и
приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

Р 2, Темы 2.1.,2.2,2.3,2.4,2.5,
2.6,2.7,2.8,2.9
Р 3, Темы 3.1.,3.2
Р 4, Темы 4.1.-4.4 П-о/с4

Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс – задания Проекты
Практические работы
Выполнение экзаменационного
теста

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста

Р 1, Темы 1.1,1.2,1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2,2.3,.2.4,2.5,
2.6,2.7,2.8,2.9
Р 3, Темы 3.1.,3.2,3.3
Р 4, Темы 4.1.-4.4 П-о/

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Р 3, Темы 3.3
Р 4, Темы 4.1.-4.4 П-о/

ПК…

Р 4, Темы 4.1.-4.4 П-о/

Практические работы
Контрольные работы
Диктанты Разноуровневые
задания
Сочинения/Изложения/Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос Деловая
(ролевая) игра Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Выполнение экзаменационного
теста
Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Выполнение экзаменационного
теста
Устный опрос Фронтальный
контроль Индивидуальный
контроль
Анализ публичного выступления
Практические работы
Выполнение экзаменационного
теста

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».