ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ _______________________________________________________________________________ (наименование учебной дисциплины) 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (код, наименование профессии) 2023 Рассмотрено и согласована методической комиссией по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Протокол №______ от «_____»__________20____ г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Председатель методической комиссии __________ Ю.С. Круподер Заместитель директора по УПР __________ Л. Н. Иванченко Составитель: Фоменко Наталья Валентиновна преподаватель истории ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучского колледжа промышленности и сервиса» Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 4 6 9 12 14 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ 1.1. Область применения примерной программы Учебная дисциплина «ОГСЭ.02 История» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01–06, 09. 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код ПК, ОК ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Умения Знания ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; – выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем; -определять значимость профессиональной деятельности по осваиваемой специальности для – – основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; – сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; – основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; – назначение международных организаций и основные направления их деятельности; – о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственныхтрадиций; – содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; -ретроспективныйанализразвитияотрасли 4 развития экономики в историческом контексте; -демонстрировать гражданскопатриотическую позицию 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 58 В т.ч. в форме практической подготовки - в том числе: теоретическое обучение 58 Самостоятельная работа 12 Промежуточная аттестация 2 5 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ Результатомосвоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями в соответствии с ФГОС СПО РФ по профессии. Код ОК ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. Наименование общих компетенций Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 3. СТРУКТУРАИ СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Тематический план учебной дисциплины 0 1 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Тема 1.1 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Тема 1.2 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Наименован ие тем Всего часов 2 3 Объемвремени,отведенныйнаосвоение учебной дисциплины Обязательнаяаудиторнаяучебная Самостоятельнаяр нагрузка обучающихся аботаобучающихся Всего, в т.ч. в т.ч. Всего, в т.ч. часов лабораторные курсовая часов курсоваяработа (проект), часов работыи работа практические (проект), занятия,часов часов 4 5 6 7 8 8 8 2 8 8 2 7 7 2 6 6 1 7 7 1 7 7 2 8 8 1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. Тема 2.1 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. Тема 2.2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве Тема 2.3 Россия и мировые интеграционные процессы Тема 2.4 Развитие культуры в России. Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире. ОК 02, ОК 03, Тема 2.6. Глобализация и ее последствия, ОК 05, ОК 06, международные отношения ОК 09 Промежуточнаяаттестация:дифференцированныйзачет. Всегочасов: 5 2 58 5 1 12 3.2. Содержаниеобученияпоучебнойдисциплине ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ Наименование разделов и Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся тем 1 2 Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. Тема 1.1 Содержание учебного материала Основные тенденции 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности развития СССР к 1980-м идеологии, национальной и социально-экономической политики. гг. 2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. 3. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений; подготовка рефератов. Тема 1.2 Содержание учебного материала Дезинтеграционные 1.Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. процессы в России и 2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Европе во второй 3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как половине 80-х гг. правопреемница СССР. Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI вв. Тема 2.1 Содержание учебного материала Постсоветское 1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в пространство в 90-е гг. XX 1990-е гг. Объем часов 3 16 8 8 40 7 века. Тема 2.2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве Тема 2.3 Россия и мировые интеграционные процессы Тема 2.4 Развитие России. культуры в 2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. 3. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений; подготовка рефератов. Содержание учебного материала 1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. 2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. 3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений; подготовка рефератов. Содержание учебного материала 1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. 2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений; подготовка рефератов. Содержание учебного материала 1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». 2.Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. 3. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. Самостоятельная работа обучающихся 6 7 7 Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений; подготовка рефератов. Тема 2.5. Содержание учебного материала Перспективы развития 1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. РФ в современном мире. 2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. 3. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. 4. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ. Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений; подготовка рефератов. Содержание учебного материала Тема 2.6. Глобализация и ее 1. Информационное общество. Глобализация и ее последствия последствия, 2. Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. международные отношения Международный терроризм как социально-политическое явление Самостоятельная работа обучающихся 8 5 Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений; подготовка рефератов. Промежуточная аттестация Всего: 2 58 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Требования к материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; необходимая методическая и справочная литература, комплект учебных карт Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением телевизор или мультимедийный проектор с экраном. мультимедийные презентации по тематике дисциплины. 4.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 4.2.1. Основные печатные издания 1. Артемов В.В. История: учебник для студентовучреждений СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 21-е изд., стер. Москва:Академия,2021.448 с. 2. Самыгин П. С. История: Учебное пособие / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Шевелев В.Н., В.В. Касьянов. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 550 с. 3. Артемов В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней : учебник для студентов учреждений СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. –23-еизд., доп.Москва:Академия, 2020.–384с. 4.2.2. Основные электронные издания 1. История России в 2 ч. Часть 1. До начала ХХ века : учебник для вузов / Л. И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л. И. Семенниковой. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 346 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08970-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470179 (дата обращения: 01.11.2021). 2. История России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015 : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Ходяков [и др.] ; под редакцией М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 300 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53404769-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452128 (дата обращения: 01.11.2021). 3. Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов. — 8е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 352 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08565-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471503 (дата обращения: 01.11.2021). 4. Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 2. ХХ век — начало ХХI века : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 257 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08561-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471504 (дата обращения: 01.11.2021). 5. История России в 2 ч. Часть 1. 1914—1941 : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Ходяков [и др.] ; под редакцией М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 270 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53404767-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452127 (дата обращения: 01.11.2021). 6. История России в 2 ч. Часть 2. 1941—2015 : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Ходяков [и др.] ; под редакцией М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 300 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53404769-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452128 (дата обращения: 01.11.2021). 4.2.3. Дополнительные источники 1. Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин ; под научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 198 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: – основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; – сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; – основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; – назначение международных организаций и основные направления их деятельности; – о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; – содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. -ретроспективный анализ развития отрасли Уметь: – ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем. -определять значимость профессиональной деятельности по осваиваемой специальности для развития экономики в историческом контексте; -демонстрировать гражданскопатриотическую позицию Критерии оценки Методы оценки -Уверенно перечисляет - устный опрос конкретные события - выполнение - правильно описывает события тестовых заданий и называет причины; - выполнение -точно перечисляет и индивидуальных описывает, дает оценку заданий основным процессам; - дифференциро-оценивает международную ванный зачёт значимость деятельности организаций; -грамотно воспроизводит и подбирает примеры о роли науки, культуры и религии; -четкость и правильность ответов на вопросы; -дает оценку состояния отрасли, делает выводы о перспективах ее развития -грамотно оценивает, сравнивает, описывает, критикует, объясняет, делает выводы, высказывает свое отношение, подтверждает примерами свое отношение к событиям -обосновывает видение и вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи, видит и озвучивает ошибки, приводит различия между фактами и следствиями -выделяет в общем контексте экономического развития страны, значение и перспективы отрасли, получаемой специальности -демонстрирует способность - устныйопрос - тестирование - выполнениепракт ическихзаданий - выполнениеинди видуальныхзадани й -дифференцированныйзачет сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор