ОП.03. Санитария и гигиена_compressed

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.03. Санитария и гигиена

43.01.02 Парикмахер

2020

Рассмотрено и согласовано методической комиссией бытового отделения
Протокол №

от «

»

20

г.

Разработана на основе Государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования Луганской Народной Республики,
примерной программы 43.01.02 Парикмахер, ОП.03 «Санитария и гигиена»
Председатель методической комиссии
Грибанова Инна Ивановна
(подпись Ф.И.О.)

Заместитель директора по учебно - производственной работе
Иванченко Людмила Николаевна
(подпись Ф.И.О.)

Составитель: Перепелица Лина Борисовна, преподаватель
общепрофессионального и профессионального циклов, Государственного
бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального
образования Луганской Народной Республики «Краснолучский колледж
промышленности и сервиса »
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20
Протокол №
_ заседания МК от «
»
Председатель МК

/ 20
20

учебный год
г.

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20
Протокол №
заседания МК от «
»
Председатель МК

/ 20
20

учебный год
г.

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20
Протокол №
заседания МК от «
»
Председатель МК
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20
Протокол №
заседания МК от «
»
Председатель МК

/ 20
20

учебный год
г.

/ 20
20

учебный год
г.

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……….3
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ……………………5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………10
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………12
1.
2.
3.
4.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03.«Санитария и гигиена»
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.«Санитария и гигиена» является
частью освоения программ подготовки квалификационных рабочих, служащих в
соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии 43.01.02 Парикмахер
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
. 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам

освоения учебной дисциплины:
В результате освоение учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
соблюдать санитарные требования;
предупреждать профессиональные заболевания;
знать:
санитарные правила и нормы (СанПиН);
профилактику профессиональных заболеваний;
основы гигиены кожи и волос.
1.3. Использование часов вариативной части в ППКРС, ППССЗ
(данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при
разработке рабочей программы)
Дополнительные
№
Дополнительные №, наименования
профессиональные
п/п
знания, умения
темы
компетенции
1.

ПК. ….



…………………
…………………

Количество
часов

Обоснование
включения в
программу

Тема
…………………

Для учебных дисциплин общеобразовательного цикла столбец с перечнем
компетенций не заполняется

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 90 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся – 90 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 60 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 30 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является
овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными
(ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с ГОС СПО ЛНР по
профессии 43.01.02. Парикмахер.
Код
(согласно
ГОС СПО
ЛНР)

ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.5.
ПК 1.6.
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3.

Наименование результата обучения

Выполнение стрижек и укладок волос
Выполнять подготовительные работы по обслуживанию
клиентов.
Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними.
Выполнять классические и салонные стрижки (женские,
мужские).
Выполнять укладки волос.
Выполнять стрижку усов, бороды, бакенбард.
Выполнять заключительные работы по обслуживанию
клиентов.
Выполнение химической завивки волос
Выполнять подготовительные работы по обслуживанию
клиентов.
Выполнять химические завивки волос различными способами.
Выполнять заключительные работы по обслуживанию
клиентов.
Выполнение окрашивания волос
Выполнять подготовительные работы по обслуживанию
клиентов.
Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.
Выполнять колорирование волос.
Выполнять заключительные работы по обслуживанию
клиентов.
Оформление причесок
Выполнять подготовительные работы по обслуживанию
клиентов.
Выполнять прически с моделирующими элементами.
Выполнять заключительные работы по обслуживанию
клиентов.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план учебной дисциплины ОП.03. «Санитария и гигиена»
Объем времени, отведенный на освоение
учебной дисциплины
Обязательная аудиторная учебная
Самостоятельная
нагрузка обучающихся
работа обучающихся
в т.ч.
в т.ч.
в т.ч.
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
Всего,
работы
работа
работа
часов
часов
и практические
(проект),
(проект),
занятия, часов
часов
часов

Коды
компетенций

Наименование
тем

Всего
часов

1

2

3

4

5

6

7

8

13

8

5

-

5

-

19

9

3

-

3

-

16

11

7

-

5

-

11

6

4

-

10

-

-

7

-

ПК 1.1. - 1.6.
ПК 2.1. - 2.3.
ПК 3.1. - 3.4.
ПК 4.1. - 4.3.
ПК 1.1. - 1.6.
ПК 2.1. - 2.3.
ПК 3.1. - 3.4.
ПК 4.1. - 4.3.
ПК 1.1. - 1.6.
ПК 2.1. - 2.3.
ПК 3.1. - 3.4.
ПК 4.1. - 4.3.
ПК 1.1. - 1.6.
ПК 2.1. - 2.3.
ПК 3.1. - 3.4.
ПК 4.1. - 4.3.
ПК 1.1. - 1.6.
ПК 2.1. - 2.3.
ПК 3.1. - 3.4.
ПК 4.1. - 4.3.

Тема 1. Санитарные требования к устройству,
оборудованию и содержанию предприятий,
оказывающих парикмахерские услуги

Тема 2. Санитарно-

Эпидемиологические и гигиенических требования к
дезинфекции и стерилизации инструментов и зоны
обслуживания и различных видов парикмахерских
услуг
Тема 3. Санитарные требования к
условиям труда и
личной гигиене исполнителей
парикмахерских услуг

Тема 4. Основы гигиены кожи и волос

Тема 5. Первая помощь потребителю при
возникновении нестандартных ситуаций

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего часов:

31

90

25
1
60

17

36

30

3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.03. «Санитария и гигиена»
Наименование разделов,
тем учебной дисциплины
1
Тема 1. Санитарные
требования к устройству,
оборудованию и
содержанию предприятий,
оказывающих
парикмахерские услуги

Тема 2. СанитарноЭпидемиологические и
гигиенических требования
к дезинфекции и
стерилизации инструментов
и зоны обслуживания и
различных видов
парикмахерских услуг

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотренно)
2
I семестр
Содержание учебного материала
1.
Цель и задачи дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами.
2.
Санитарно-эпидемиологические службы. Значение гигиены и санитарии для обеспечения культуры
обслуживания населения.
3.
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и
режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и
косметические услуги
.
Лабораторные работы
1.
Лабораторная работа № 1. Составить таблицу. « Историческое развитие санитарии и гигиены как
науки.»
2.
Лабораторная работа № 2. Составить таблицу «Цель и задачи дисциплины, ее связь с другими учебными
дисциплинами.»
3.
Лабораторная работа № 3. Составить схему « Предупреждения неблагоприятных воздействий на
здоровье потребителей и исполнителей парикмахерских услуг.»
Лабораторная работа № 4. Составить проект размещения устройств, оборудования для коммунально4.
бытового
назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.
5
Лабораторная
5
работа № 5. Разработать проект салона красоты, действующего на основе санитарноэпидемиологических правил и норм.
5.
Самостоятельная работа обучающихся
Тематика самостоятельной работы: Разработать проект салона красоты, действующего на основе
санитарно-эпидемиологических правил и норм
Содержание учебного материала
1.
Цели и задачи дезинфекции и стерилизации инструментов и зоны обслуживания в салонахпарикмахерских
2.
Дезинфицирующие средства, их назначение и санитарные требования к ним.
3.
Методы обеззараживания инструментов и рабочее место парикмахера.
4.
Санитарные требования к рабочему месту парикмахера.
5.
Дезинфекция парикмахерского белья.
Лабораторные работы
1.
Лабораторная работа № 6. Составить схему « Утилизация отходов использованных материалов и волос.
Уборка помещений – основных и вспомогательных: средства и режим уборки помещений, требования к
персоналу по уборке помещений.»
2.
Лабораторная работа № 7. Составить таблицу « Контроль качества проведения стерилизации и
дезинфекции инструментов и зоны обслуживания»
3.
Лабораторная работа № 8. Составить таблицу «Вредные вещества, применяемые в парикмахерской
практике, и их влияние на организм человека»

Объём
часов
3
17
3

5

5

5

3

Тема 3. Санитарные
требования к
условиям труда и
личной гигиене
исполнителей
парикмахерских услуг

Самостоятельная работа обучающихся
Тематика самостоятельной работы: Составить таблицу «Вредные вещества в парикмахерской и их
влияние на организм человека»;
1.
Директорская контрольная работа
II семестр

1
43

Содержание учебного материала
1.
Понятие о личной гигиене парикмахерского персонала.
2.
Профессиональные заболевания и вызывающие их производственные факторы.
3.
Вредные привычки.
4.
ВИЧ-инфекции

4

Лабораторные работы
1.
Лабораторная работа № 9. Составить таблицу «Требования к спецодежде»
2.
Лабораторная работа № 10. Составить таблицу «Профилактика профессиональных заболеваний и
вредных привычек.»
3.
Лабораторная работа № 11. Составить таблицу «Понятие о защите персонала парикмахерских и салонов
от ВИЧ-инфекции.»
4.
Лабораторная работа № 12. Составить таблицу «Гигиена труда в парикмахерской»
Лабораторная
5
работа № 13. Разработать «Рекомендации по профилактике профессиональных
заболеваний ».
5.
Лабораторная работа № 14. Разработать «Рекомендации по профилактике вредных привычек».
6.

7

7
Лабораторная работа № 15. Составить рекомендации по соблюдению личной гигиены парикмахера
Самостоятельная работа обучающихся
Тематика самостоятельной работы: Составить рекомендации по соблюдению личной гигиены
Тема 4. Основы гигиены
кожи и волос

3

5

парикмахера

Содержание учебного материала
1. Гигиена кожи. Гигиена волос
2. Профилактический уход за кожей и волосами

2

4

Тема 5. Первая помощь

потребителю при
возникновении

Лабораторные работы
1.
Лабораторная работа № 16. Разработать «Рекомендации по гигиеническому уходу за кожей »
2.
Лабораторная работа № 17. Разработать «Рекомендации по гигиеническому уходу за волосами»
3.
Лабораторная работа № 18. Разработать рекомендации по профилактическому уходу за кожей и
волосами в соответствии с типами кожи и волос
4.
Лабораторная работа № 19. Разработать рекомендации по профилактическому уходу за кожей и
волосами в соответствии с типами кожи и волос
Самостоятельная работа обучающихся
Тематика самостоятельной работы: Разработать рекомендации по профилактическому уходу за кожей
Тематика самостоятельной работы: Разработать рекомендации по профилактическому уходу за волосами
Содержание учебного материала
1.
Варианты нестандартных ситуаций с потребителями услуг в парикмахерских
2.
Действия работника предприятия до прибытия профессиональной медицинской помощи

10
5
5
7

нестандартных
ситуаций

Первая медицинская помощь при потери сознания. Первая медицинская помощь при порезе.
Первая медицинская помощь при кровотечении, виды кровотечений
Первая медицинская помощь при ожоге. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при
переломе. Виды переломов
6.
Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом и отравлении химическими
веществами
7.
Первая медицинская помощь при аллергической реакции ,приступе астмы и эпилепсии .Первая
медицинская помощь при поражении электрическим током
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 20. Составить таблицу медикаментов аптечки первой медицинской
1.
помощи в парикмахерской
2.
Лабораторная работа № 21.Составить таблицу вариантов нестандартных ситуаций и действий
парикмахеров при них
3.
Лабораторная работа № 22. Составить таблицу «Виды переломов и их лечение»
4.
Лабораторная работа № 23. Составить таблицу «Виды ожогов и их лечение»
5.
Лабораторная работа № 24. Составить таблицу «Виды кровотечений и их лечение»
6.
Лабораторная работа № 25. Составить таблицу «Первая медицинская помощь при отравлении
угарным газом»
7.
Лабораторная работа № 26. Составить таблицу «Первая медицинская помощь при аллергической
реакции»
8
Лабораторная работа № 27. Составить таблицу «Первая медицинская помощь при поражении
электрическим током»
9.
Лабораторная работа № 28. Составить таблицу «Медикаменты и их применение»
Практические занятия
1.
Практическое занятие №1 Действия парикмахера при потери сознания клиента и при порезе
клиента
2.
Практическое занятие №2 Действия парикмахера при кровотечении у клиента и при ожоге клиента
3.
Практическое занятие №3 Действия парикмахера при переломе клиента
4.
Практическое занятие №4 Действие парикмахера при отравление угарным газом клиента
5.
Практическое занятие №5 Действие парикмахера при отравлении химическими веществами
клиента
6.
Практическое занятие №6 Действия парикмахера при аллергической реакции и приступе астмы у
клиента
7.
Практическое занятие №7 Действия парикмахера во время приступа эпилепсии у клиента
8.
Практическое занятие №8 Действия парикмахера при поражении электрическим током клиента
Самостоятельная работа обучающихся
Тематика самостоятельной работы: Составить таблицу вариантов нестандартных ситуаций и действий
3.
4.
5.

9

8

7

парикмахеров при них
1.
Директорская контрольная работа
1.
Дифференцированный зачёт
Всего часов

1
1
90

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие
учебного кабинета медико – биологических дисциплин,
Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом
каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время
самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены
доступом к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия и презентации «Санитария кожи и волос»;
комплект тестовых заданий;
манекен – голова;
комплект инструментов и приспособлений.
.
Технические средства обучения:
мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук);
обучающие видеофильмы, презентации.
4.2. Общие требования к организации образовательной
деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины может проходить в
условиях созданной образовательной среды как в образовательной
организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю
учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую
направленность.
В
процессе
лабораторно-практических
занятий
обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают
необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение таких дисциплин: «Основы физиологии кожи и волос»,
«Безопасность жизнедеятельности» по профессии или специальности должно
предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается
параллельно.

Теоретические занятия должны проводиться в
учебном кабинете медико - биологических дисциплин
лабораторно-практические занятия проводятся в учебном
кабинете медико – биологических дисциплин
согласно
Государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования Луганской Народной Республики по
профессии.
Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из
следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение
тестирования, оформление отчетов по лабораторным работам и практических
занятий, решение производственных задач обучающимися в процессе
проведения теоретических занятий и т.д.;
промежуточный контроль: дифференцированный зачет.
4.3. Кадровое обеспечение образовательной деятельности
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
реализацию ППКРС, по профессии, должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими среднее профессиональное, высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение
обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают
дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях
не реже одного раза в 5 лет.
4.4. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы*

1.

1.
2.
3.

Основные источники:
Л.Д. Чалова, С.А.Галиева, А.В.Уколова. «Санитария и гигиена
парикмахерских услуг», Учебник для нач. проф. образования — М.:
Издательский центр «Академия», 2015. — 156с.
Дополнительные источники:
Куц. А.П. «Санитария и гигиена парикмахерского дела». М., 2000
Ветрова А.В. " Парикмахер – стилист". " ФЕНИКС", 2003.
Большая книга домашнего парикмахера. -М.: Эксмо, 2010 г.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Санитарно-эпидемиологическое_нормирование
http://www.medicalj.ru/diseases/dermatology/782-piodermii-simptomy-lechenie
http://www.gokvd.grodno.by/dzermatologio.php?page=virusi

*

Пункт 4.4. заполняется по мере поступления источников.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем при проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Знать:
санитарные правила и нормы
(СанПиН);
профилактику
профессиональных
заболеваний;
основы гигиены кожи и волос.
Уметь:
соблюдать санитарные
требования;
предупреждать
профессиональные
заболевания.

Основные показатели
оценки результатов

Формы и методы
контроля и оценки

демонстрация учебного
материала:
описание и объяснение
определений, условных
обозначений;
чтение и расшифровка
условных обозначений.

тестирование;
устный и письменный
опрос;
выполнение
индивидуальных заданий.

обобщение информации о
современных
предприятиях сферы
обслуживания;
соблюдение
санитарноэпидемиологических
требований;
оказание первой помощи
при несчастных случаях.

устный и письменный
опрос;
практическая работа;
выполнение
индивидуальных заданий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».