ОП.09 Безопасность жизнедеятельности_compressed

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП. 09. Безопасность жизнедеятельности
(наименование учебной дисциплины)

43.02.15 Поварское и кондитерское дело
(код, наименование профессии/специальности)

2023

Рассмотрено и согласована методической по профессии 43.01.09 Повар,
кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Протокол №______ от «_____»__________20____ г.
Разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта Российской Федерации по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Председатель методической комиссии
_______________________ Круподер Юлия Сергеевна
(подпись Ф.И.О.)
3aместитель директора по учебно-производственной работе
____________________Иванченко Людмила Николаевна
(подпись Ф.И.О.)
Составитель:
Мартёхин Олег Викторович преподаватель общепрофессионального цикла
ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучский колледж промышленности и сервиса»

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
5
10

12

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15
Поварское и кондитерское дело.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Компетенции
Уметь
ОК 1- 4, ОК
организовывать и проводить
6, ОК 8, ОК 9, мероприятия по защите
ОК 10
населения от негативных
воздействий чрезвычайных
ситуаций;
предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в
профессиональной
деятельности и быту;
использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от
оружия массового поражения;
применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне
военно-учетных
специальностей и
самостоятельно определять
среди них родственные
полученной специальности;
применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы
на воинских должностях в
соответствии с полученной
специальностью;
владеть способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
оказывать первую помощь
пострадавшим

Знать
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в том
числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту,
принципы снижения вероятности их
реализации;
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия
массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на неё в добровольном
порядке;
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные
специальности, родственные
специальностям СПО;
область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем
часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

76

Объем образовательной программы

76

в том числе:
теоретическое обучение

28

практические занятия (если предусмотрено)

48

Дифференцированный зачет

1

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
часов

2 курс
Раздел I. Гражданская оборона

12

Тема 1.1.
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
Тема 1.2.
Организация
гражданской
обороны

3

Содержание учебного материала
1.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
2.Изучение понятий чрезвычайных ситуаций.
3. Классификация, характеристики и способы защиты в чрезвычайных ситуациях.

Содержание учебного материала
4.Ядерное, химическое и биологическое оружие.
5.Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
6. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.
7.Приборы радиационной и химической разведки и контроля
8.Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге
биологического поражения
Тематика практических занятий
9.Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
10. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
11.Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК
12. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Защита населения 13. Оружие массового поражения и его поражающие факторы.
и территорий при 14. Химическое, ядерное, бактериальное оружие.
стихийных
15.Защита населения и территорий при стихийных бедствиях
бедствиях, при
16.Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте, производственных
авариях
объектах
(катастрофах) на
3 курс
транспорте,
Тематика практических занятий
производственных 17-18.Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара
объектах
19-20. Отработка порядка и правил действий при пользовании средствами пожаротушения

5

4

4

4

Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Обеспечение
21.Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, при эпидемии
безопасности при
22.Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и при
неблагоприятной
неблагоприятной социальной обстановке
экологической
обстановке, при
неблагоприятной
социальной
обстановке
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Основы
23.Здоровье человека и здоровый образ жизни.
медицинских
24.Здоровье – одна из основных ценностей человека.
знаний. Здоровый 25.Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека.
образ жизни и его 26.Общественное здоровье.
составляющие
27.Правильное чередование физических и умственных нагрузок.
28.Рациональный режим дня.
29.Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье.
30.Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика злоупотребления психо-активными
веществами.
Тематика практических занятий
31.Правовые основы оказания первой медицинской помощи.
32.Первая медицинская помощь при ранениях
33.Первая (доврачебная) помощь при травмах.
34. Первая (доврачебная) помощь при. ожогах.
35. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током
36. Первая (доврачебная) помощь при утоплении.
37. Первая (доврачебная) помощь при перегревании.
38 Первая (доврачебная) помощь при переохлаждении.
39. Первая (доврачебная) помощь при обморожении.
40. Первая (доврачебная) помощь при общем замерзании.
41.Первая (доврачебная) помощь при отравлениях.
42. Отработка умений наложения кровоостанавливающего жгута (закрутки)
43.Отработка умений пальцевого прижатия артерий
44. Отработка умений наложения повязок на голову
45. Отработка умений наложения повязок на туловище

2

29

46. Отработка умений наложения повязок на верхние и нижние конечности
47.Отработка умений наложения шины на место перелома
48.Отработка умений транспортировки поражённого
49.Отработка на тренажёре прекардиального удара
50. Отработка на тренажёре искусственного дыхания.
51. Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца
52.Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга
53.Травматический токсикоз. Местные и общие признаки травматического токсикоза.
54.Первая помощь при капиллярном кровотечении.
55. Первая помощь при артериальном кровотечении
56.Первая помощь при термических ожогах.
57. Первая помощь при химических ожогах.
58.Приёмы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
59.Первая помощь при обмороке.
Раздел 3. Основы военной службы
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Основы обороны 60.Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
государства.
61.Гражданская оборона, ее структура и цели и задачи по защите населения от
опасностей,
Военная доктрина возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
Российской
62.Вооруженные Силы РФ - основа обороны РФ
Федерации
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения
национальной безопасности страны. Состав и структура Вооруженных сил России.
63.Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и поступление на нее в
добровольном порядке
64.Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России
65.Проявление терроризма в России. Виды терроризма. Борьба с терроризмом. Террористические
организации
Тематика практических занятий

6

11

66.Подготовка данных использования инженерных сооружений для защиты работающих от
чрезвычайных ситуаций
67.Подготовка данных использования инженерных сооружений для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций
68.Организация получения средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях
69.Изучение материальной части, сборка, разборка автомата
70.Отработка строевой стойки и поворотов на месте..
71. Повороты в движении
72.Построение и отработка движения походным строем
73.Отработка движений строевым шагом
74. Отработка движений походным шагом
75. Отработка движений, бегом
76. Отработка движений шагом на месте
Дифференцированный зачёт
Всего:

76

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»,
оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами,
стульями (по числу обучающихся), техническими средствами обучения (компьютером,
средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями,
тренажерами и т.д.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1.
Безопасность жизнедеятельности : учебник для СПО / отв. ред. Я. Д. Вишняков. –
5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 416 с. – ISBN 978-5-9916-9735-4
2.
Безопасность жизнедеятельности : практикум : учебное пособие для СПО / отв.
ред. Я. Д. Вишняков. – 5 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2016. – 249 с. – ISBN 978-59916-8528-3
3.
Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / отв. ред. В. П.
Соломин. – Москва : Юрайт, 2017. – 399 с. – ISBN 978-5-534-02041-0
4.
Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 1. : учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и
доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 350 с. – ISBN 978-5-9916-9962-4
5.
Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность). В 2 ч. Ч. 2. : учебник для СПО / С. В. Белов. – 5 изд., пер. и
доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 362 с. – ISBN 978-5-9916-9964-8
6.
Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в
чрезвычайных ситуациях : учебник для СПО / Г. И. Беляков. – 3 изд., пер. и доп. – Москва :
Юрайт, 2017. – 352 с. – ISBN 978-5-534-03180-5
7.
Графкина, М. В. Безопасность жизнедеятельности : учебник / М. В. Графкина, Б.
Н. Нюнин, В. А. Михайлов. – Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
8.
Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО
/ В. И. Каракеян, И. М. Никулина. – 2 изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 330 с. –
ISBN 978-5-534-02122-6
9.
Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности / Н. В. Косолапова, Н.А.
Прокопенко Е.Л. Побежимова . – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – 288 с.
10.
Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное
пособие для СПО / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. – 2 изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт,
2017. – 245 с. – ISBN 978-5-534-03743-2

3.2.2.Электронные издания (ресурсы)
1. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным
ресурсам» http://window.edu.ru/
2. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.
3. Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/
4. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная
библиотека» http://нэб.рф/
5. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL:
http://bzhde.ru.
3.2.3. Дополнительные источники (печатные издания)
1.Журналы: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Военные знания».
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
2.Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 (ред. от 16.07.09)
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
3.Постановление Правительства РФ от 11.11,2006г. № 663 «Об утверждении положения о
призыве на военную службу граждан Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 31.12.1999г. № 1441 (ред. 15.06.09) «Об
утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе»
5. Справочная правовая система «Консультант плюс», «Гарант»
6.Федеральный закон от 21.12.1994г. N° 68-ФЗ (ред. от 25.11.09) «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
7.Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 14.03.09) «Об охране окружающей
среды»
8.Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности»
9.Федеральный закон от 28.03.1998г. № 53-Ф3 (ред. 21.12.09) «О воинской обязанности и
воинской службе»

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
принципы обеспечения
устойчивости объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и
стихийных бедствиях, в том
числе в условиях
противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
принципы обеспечения
устойчивости объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и
стихийных бедствиях, в том
числе в условиях
противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
основы военной службы и
обороны государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от
оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения
при пожарах;
организация и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступление на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения,
военной техники и специального
снаряжения, состоящего на
вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в
которых имеются военноучетные специальности,
родственные специальностям
СПО;
область применения полученных
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей
военной службы;

Критерии оценки
Полнота ответов, точность
формулировок, не менее
75% правильных ответов.
Не менее 75% правильных
ответов.
Актуальность темы,
адекватность результатов
поставленным целям,
полнота ответов, точность
формулировок,
адекватность применения
профессиональной
терминологии

Формы и методы оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
-тестирования;
-оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)

Промежуточная аттестация
в форме
дифференцированного зачета
в виде:
-письменных/ устных
ответов,
-тестирования

порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим
Умения:
организовывать и проводить
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида быту;
использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей
и самостоятельно определять
среди них родственные
полученной специальности;
применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на
воинских должностях в
соответствии с полученной
специальностью;
владеть способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
оказывать первую помощь
пострадавшим

Правильность, полнота
выполнения заданий,
точность формулировок,
точность расчетов,
соответствие требованиям
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки,
самооценки выполнения
Соответствие требованиям
инструкций, регламентов
Рациональность действий
и т.д.

Текущий контроль:
- экспертная оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий,
защите отчетов по
практическим занятиям;
- оценка заданий для
самостоятельной работы,
Промежуточная
аттестация:
- экспертная оценка
выполнения практических
заданий на зачете


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».