ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ профессионального модуля ПМ 02. Лабораторный контроль качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции общественного питания массового изготовления специализированных пищевых продуктов 19.02.13 Технология продукции общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов код и наименования специальности Рассмотрена и согласована методической комиссией по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Протокол № _____ от «___» _________2023 г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Российской Федерации по специальности 19.02.13 Технология продуктов общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 20 сентября 2022 г. N 852. Председатель методической комиссии ___________ Юлия Сергеевна Круподер Заместитель директора по УПР ___________ Людмила Николаевна Иванченко Составители: Круподер Юлия Сергеевна преподаватель общепрофессионального и профессионального циклов Коростылева Татьяна Викторовна, мастер производственного обучения ГБОУ СПО ЛНР «ККПС» Рабочая программа утверждена на 20___/ 20____ учебный год Протокол № _____ от «___» ____________ 20___г. Председатель комиссии ______________________ Рабочая программа утверждена на 20___/ 20___ учебный год Протокол № ____ от «__» _________ 20___г. Председатель комиссии ____________________________ Программа согласована: Коршунов Сергей Анатольевич старший мастер ГБОУ СПО ЛНР «ККПС» СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ …………………стр.5 2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ ……………………………стр.8 3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………… ..стр.10 4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ …… …. .стр. 14 5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ...стр.19 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ 1.1. Место производственной практики в структуре основной образовательной программы. Программа производственной практики является частью основной образовательной программы по специальности 19.02.13 Технология продукции общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов в части освоения основных видов профессиональной деятельности: ПК 2.1. Проводить организационно- технические мероприятия для обеспечения лабораторного контроля качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции ПК 2.2. Проводить лабораторные исследования качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции 1.2.Цели и задачи учебной практики С целью овладения указанными видами деятельности, студент в ходе данного вида практики должен: Вид профессиональной деятельности: Лабораторный контроль качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции общественного питания массового изготовления специализированных пищевых продуктов Иметь практический опыт: • Выполнения работ по обеспечению лабораторного контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в процессе производства продукции общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов. уметь: • оценивать состояние рабочего места лаборатории на соответствие требованиями нормативно- технической документации; • пользоваться основным и вспомогательным лабораторным оборудованием, химической посудой при проведении лабораторного исследования состава сырья, полуфабрикатов и продуктов питания; • осуществлять мытье, сушку и стерилизацию химической посуды для проведения лабораторного исследования состава сырья, полуфабрикатов и продуктов питания; • готовить реактивы и растворы заданной концентрации, питательные среды заданного состава в соответствии с задачей исследования состава сырья, полуфабрикатов и продуктов питания; • отбирать средства измерения, приборы, лабораторное оборудование, химическую посуду и инструменты, необходимые для исследования состава сырья, полуфабрикатов и продуктов питания в соответствии с используемыми методами исследований; • отбирать пробы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции на разных этапах производства пищевых продуктов в соответствии со стандартными методами пробоотбора; • настраивать лабораторное оборудование и проводить калибровку мерной посуды для проведения анализа сырья и продуктов питания в соответствии с 5 инструкциями по эксплуатации оборудования; • поддерживать в исправном состоянии лабораторное оборудование для проведения анализа сырья и продуктов питания в соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования; • рассчитывать количество реактивов и расходных материалов, необходимых для бесперебойной работы лаборатории, с учетом объема выполняемых исследований; • применять требования охраны труда при работе химическими веществами (кислотами, щелочами, токсичными, легковоспламеняющимися веществами) и испытательным оборудованием; • проверять срок годности применяемых стандарт-титров, химических реактивов и растворов; • проверять срок действия применяемых аттестатов или сертификатов контрольно-измерительных приборов. знать: • • • • • • • • • требования к рабочему месту в лаборатории по проведению исследований качества сырья, полуфабрикатов и продуктов питания; правила подготовки к работе основного и вспомогательного лабораторного оборудования для выполнения лабораторного исследования состава сырья, полуфабрикатов и продуктов питания; правила работы с химической посудой, реактивами, материалами и лабораторным оборудованием при выполнении анализов лабораторного исследования состава сырья, полуфабрикатов и продуктов питания в соответствии с требованиями технологической документации; правила хранения химических реактивов, проб в соответствии со стандартами; способы мытья и дезинфекции химической посуды для проведения различных видов анализа сырья, полуфабрикатов, готовой продукции на разных этапах производства пищевых продуктов; виды, назначение и устройство лабораторного оборудования для проведения различных видов анализа сырья, полуфабрикатов, готовой продукции на разных этапах производства пищевых продуктов; способы приготовления растворов и методы их расчетов в соответствии с используемыми методами исследований; способы определения концентрации растворов при выполнении лабораторного исследования состава; сырья, полуфабрикатов и продуктов питания. 1.3. Количество часов на производственную практику: Всего 144 часа. 6 2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ Результатом производственной практики является освоение общих компетенций (ОК). Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК9 ОК10 ОК11 Наименование результатов практики Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. Использовать средства физической культуры для сохранение укрепления здоровья в процессе профессиональной Деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках Использовать знания по финансовойграмотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере Профессиональных компетенций (ПК) Вид профессиональной деятельности Проводить организационнотехнические мероприятия для обеспечения лабораторного контроля качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции Код ПК 2.1. 7 Наименование результатов практики Четкая проводить организационно- технические мероприятия для обеспечения лабораторного контроля качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции Проводить лабораторные ПК 2.2. Четко проводить лабораторные исследования качества и исследования качества и безопасности сырья, безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой полуфабрикатов и готовой продукции продукции 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 3.1 Тематический план Коды профессио нальных компетенц ий ПК 2.1ПК 2.2 Наименование профессиональных модулей ПМ 02. Лабораторный контроль качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции общественного питания массового изготовления специализированных Объем времени, отведенный на практику (в неделях, часах) 144 часа 8 Сроки проведения В соответствии с учебным планом 3.2 Содержание производственной практики Наименование профессиональног о модуля ПМ.02 Лабораторный контроль качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции общественного питания массового изготовления специализированн ых Наименование ПК ПК 2.1. Проводить организационнотехнические мероприятия для обеспечения лабораторного контроля качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции Виды работ 1. Ознакомление с производственной лабораторией. Инструктаж по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии. 2. Способы мытья и дезинфекции химической посуды для проведения различных видов анализа сырья, полуфабрикатов, готовой продукции на разных этапах производства пищевых продуктов Объем часов 7 7 3. Приемка и определение качественных показателей поступающего сырья. Изучение нормативной документации на сырье. Дублирование на рабочих местах. 7 4. Организация контроля качества продукции в общественном питании. 7 5. Входной производственный контроль. Составление схемы технологического контроля. 8 6. Пооперационный производственный контроль. Составление схемы технологического контроля. 7 7. Разработка и утверждение технических условий, рецептур, технологических инструкций. 7 8. Введение производственных и лабораторных журналов по контролю качества и безопасности сырья и продуктов. 7 9 ПК 2.2. Проводить лабораторные исследования качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции 9. Процедура разработки, оформления и утверждения нормативной документации. 10. Заполнения бракеражного журнала 11. Организация рабочего места в 7 8 7 производственной лаборатории. Инструктаж по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии. 12. Нормативно-техническая документация по проведению лабораторных исследований различных видов анализа сырья, полуфабрикатов, готовой продукции на разных этапах производства пищевых продуктов. 13. Качественные характеристики сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в соответствии с требованиями нормативнотехнической документации производства продукции общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов. 14. Контроль качества полуфабрикатов из рыбы. Заполнение бракеражного журнала. 7 15. Контроль качества бульонов. Заполнение нормативнотехнологической документации. 8 16. Контроль качества полуфабрикатов из мяса. Заполнение нормативнотехнологической документации. 7 17. Контроль качества полуфабрикатов пирожных и тортов. Заполнение нормативнотехнологической документации. 7 18. Контроль качества вторых блюд и гарниров. Сущность, химические реакции. Расчет на полноту вложения сырья. 7 10 7 7 19. Контроль качества сладких блюд и напитков. Химические реакции, органолептическая оценка. 20. Исследование полуфабрикатов из творога. Показатели качества, методы определения влажности, соли, кислотности. 7 8 Дифференцированный зачет Всего 11 144 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 4.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики: -положение о производственной практике; -программа производственной практики; -договор с организацией на организацию и проведение практики; -приказ о назначении руководителя практики от образовательного учреждения; -приказ о распределении обучающихся по местам практики; -график проведения практики; -график консультаций; - журнал учета обучения по профессиональным модулям; -инструкционно-техническая документация (инструкции, технологические, инструкционные карты приготовления блюд и кулинарных изделий) . По результатам практики студент должен составить отчёт. Отчёт должен быть представлен в печатном варианте (на бумаге), должен содержать приложения, свидетельствующие о закреплении знаний, умений, приобретении практического опыта ,формировании общих и профессиональных компетенций, освоении профессионального модуля. К отчёту прилагается характеристика от руководителя организации, участвующей в проведении практики и дневник, отражающий ежедневный объём выполненных работ. Обучающийся в один из последних дней практики защищает отчёт по практике. 4.2. Требования к материально-техническому обеспечению: Базами практики по реализации должны быть организации общественного питания, оснащенные современным технологическим оборудованием, применяющие в своей профессиональной деятельности новые технологии, инновационные виды сырья. С руководителями баз практики заключаются договора, обучающиеся направляются для прохождения практики, согласно графика. Базами практики по реализации должны быть организации общественного питания, оснащенные современным технологическим оборудованием, применяющие в своей профессиональной деятельности новые технологии, инновационные виды сырья. С руководителями баз практики заключаются договора, обучающиеся направляются для прохождения практики, согласно графика. Оборудование учебного кулинарного цеха и рабочих мест цеха: бойлер для горячей воды -1шт., блендер-1шт., слайсер-1шт., миксер-1шт., тостер -1шт., 12 мясорубка МИМ-80 -1шт., мясорубка МИМ-60 -1шт., плита электрическая ПЭСМ-4Ш -1шт., жарочный шкаф ШЖЭСМ-3 - 2шт., холодильный шкаф ШХ-0,4 -1шт., котел КПЭ250 -1шт., электросковорода -1шт., электрофритюрница-1шт., электрочайник-1шт., микроволновая печь-1шт., ванна-мойка - 4шт., стол обеденный -15шт., стол металлический - 12шт., стол производственный -12шт., стол-стойка -3шт., шкаф-витрина - 2шт., доска разделочная -78шт., ножи поварской тройки - 6шт., шкаф подвесной -4шт., стеллаж передвижной -1шт., электронные весы -2шт., весы настольные -1шт., весы циферблатные-1шт., кастрюля -12шт., сковородка -12шт., сотейник - 2шт., лоток -12шт., разнос -12шт., сито -2шт., черпак -12шт., грохот -2шт., противень - 6шт., шумовка - 4шт., вилка десертная -12шт., вилка закусочная -12шт., вилки столовая -12шт., лопатка - 6шт., веселка - 4шт., вставки сетчатые для варки на пару -1шт., яйцерезка -1шт., щипцы для салата -1шт., кокотница - 4шт., соусник -15шт., тарелка мелкая столовая -14шт., тарелка глубокая столовая -14шт., 13 4.3. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 4.3. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: Основные источники: 1. Донченко, Л. В. Безопасность пищевой продукции. В 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Донченко, В. Д. Надыкта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 264 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07799-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491883 (дата обращения: 21.11.2022). 2. Донченко, Л. В. Безопасность пищевой продукции. В 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Донченко, В. Д. Надыкта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 161 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07800-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491884 (дата обращения: 21.11.2022). 3. Дунченко, Н. И. Управление качеством продукции. Пищевая промышленность / Н. И. Дунченко, В. С. Янковская. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 304 с. — ISBN 978-5-8114-9628-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198509 (дата обращения: 21.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4. Сидоренко, О. Д. Биологические методы контроля продукции животного происхождения : учебник / О.Д. Сидоренко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 164 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-016943-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1406643 (дата обращения: 21.11.2022). – Режим доступа: по подписке. Дополнительные источники . Соболев Э.М.Технология натуральных и специальных вин.-Майкоп : Адыгея, 2004.- 463 с. 2. Кишковский З.Н., Мержаниан А.А. Технология вина. -М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1984.- 503 с. 3. Практическое руководство по использованию сиситем капиллярного электрофореза «Капель» - С-Пб.: ООО «Веда», 2009- 212 с. 4. Контроль качества продукции физико-химическими методами. Вино и виноматериалы / В.В. Ашапкин и др. -ДеЛи принт, 2005.-116 с. 5. Полыганина Г.В. Аналитический контроль производства водок и ликероводочных изделий.- ДеЛи принт, 2010. - 464 с. 6. Магомедов, Ш. Ш. Управление качеством продукции [Электронный ресурс] : Учебник / Ш. Ш. Магомедов, Г. Е. Беспалова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 336 с. - ISBN 978-5-394-01715-5. 14 7. Управление качеством на предприятиях пищевой, перерабат. промыш.: Уч. / Под ред. В.М.Поздняковского - 3 изд., испр. и доп. - М:ИНФРА-М, 2014 - 336 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (п) ISBN 978-5-16-006184-9, 500 экз. 4.4. Требования к руководителям практики от образовательной Организации (учреждения) и организации. Руководство практикой осуществляется мастерами производственного обучения, а со стороны предприятия- руководители организаций общественного питания: заведующий производством, шеф-повара, повара. Мастер производственного обучения, непосредственный организатор и руководитель практики. Его опыт работы соответствует профессиональной сфере по профессии Повар, кондитер. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС СПО для выпускников. В обязательном порядке 1 раз в 3 года проходят профессиональную стажировку в профессиональных организациях. Производственная практика осуществляется на предприятия общественного питания по 1 и более человек. Производственная практика проводится в соответствии с учебным планом. Основные требования к компетенциям наставников производственного обучения: - разработка содержания обучения с учетом законодательства в сфере профессионального образования, требований охраны труда экологической безопасности, научно- технического, технологического прогресса; -обеспечение достижения студентами положительных результатов ( в том числе, создание условий, которые способствуют успешному обучению и развитию профессиональной культуры мотивация к деятельности, обратной связи со студентами); -Выбор практик ориентировочных, интерактивных методов и материалов обучения соответственно целевой аудитории и использование их в соответствии с учебной или рабочей ситуацией, ориентация на компетенцию действия через качественное выполнение технологических, производственных процессов; - обеспечение безопасных условий прохождения практики обучающимися, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда; - проведение инструктажа обучающимся по ознакомлению с требованиями охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в организации. 4.5 Требование к соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности В целях обеспечению безопасности обучающихся при выполнении заданий по учебной практике проводятся инструктажи по охране труда на основе: - методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда; - положение об организации работы по охране труда учебно-производственного процесса в ККПС; - инструкции по ОТ Повар: протокол № 216 от 01.09.2020 г - инструкция № 21. Кондитер: протокол № 216 от 01.09.2020 г - инструкция № 23. - инструкция по пожарной безопасности протокол №216 от 01.09.2020 г. 15 - инструкция № 1-п. - рабочие программы профессиональных модулей. Инструкция по охране труда при прохождении производственной практики на предприятиях регистрируются в журнале учета обучения по профессиональным модулям с наличием личной подписи студентов. Вводные, повторные, и целевые инструктажи с обучающимися проводятся и регистрируются в журнале регистраций инструктажей по охране труда. Учет несчастных случаев с обучающимися ведется в журнале учета несчастных случаев по образовательному учреждению. Продолжительность рабочего дня обучающихся в период учебной практики соответствует времени, отведенному рабочим учебным планом 16 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется руководителем практике в процессе проведения практических занятий, самостоятельного выполнения студентами индивидуальных занятий, выполнения практических работ. В результате освоения производственной практики, в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференциального зачета. Результаты освоения профессиональных компетенций Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля1 ПК 2.1 Проводить организационнотехнические мероприятия для обеспечения лабораторного контроля качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в процессе производства продуктов питания из растительного сырья Критерии оценки На оценку «отлично» если студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при выполнении расчетов в практических работах; точно и полно использует научную терминологию; использует в своих расчетах знания, полученные при изучении курса. Безупречно и логически правильно выполняет расчеты практических заданий; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой. На оценку «хорошо» если студент демонстрирует системность и глубину знаний в объеме учебной программы; владеет необходимой для ответа терминологией; могут быть допущены недочеты в определении понятий, расчетах, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. На оценку «удовлетворительно» если студент демонстрирует недостаточно последовательные знания при выполнении расчетов; использует научную терминологию, но могут быть допущены 1–2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно; способен самостоятельно, но неглубоко анализировать материал, при наводящих вопросах. На оценку «неудовлетворительно» если 17 Методы оценки Экспертно е наблюден ие при выполнен ии лаборатор ной работы, решении ситуацион ных задач ПК 2.2 Проводить лабораторные исследования качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в процессе производства продуктов питания из растительного сырья студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки при расчетах, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно. На оценку «отлично» если студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при выполнении расчетов в практических работах; точно и полно использует научную терминологию; использует в своих расчетах знания, полученные при изучении курса. Безупречно и логически правильно выполняет расчеты практических заданий; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой. На оценку «хорошо» если студент демонстрирует системность и глубину знаний в объеме учебной программы; владеет необходимой для ответа терминологией; могут быть допущены недочеты в определении понятий, расчетах, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. На оценку «удовлетворительно» если студент демонстрирует недостаточно последовательные знания при выполнении расчетов; использует научную терминологию, но могут быть допущены 1–2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно; способен самостоятельно, но неглубоко анализировать материал, при наводящих вопросах. На оценку «неудовлетворительно» если студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки при расчетах, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно. 18 Экспертн ое наблюден ие при выполнен ии лаборатор ной работы, решении ситуацио нных задач