СГ.06 Основы финансовой грамотности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
(наименование учебной дисциплины)

19.02.13 Технология продуктов общественного питания массового
изготовления и специализированных пищевых продуктов
(код и наименование специальность)

2023
1

Рассмотрена и согласована методической комиссией по профессии
43.01.09 Повар, кондитер, специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское
дело
Протокол № _____ от «___» _________2023 г.
Разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
Российской Федерации по профессии среднего профессионального
образования программы 19.02.13 Технология продуктов общественного
питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов

Председатель методической комиссии
_______________________ Круподер Юлия Сергеевна
(подпись Ф.И.О.)

3aместитель директора по учебно-производственной работе
____________________Иванченко Людмила Николаевна
(подпись Ф.И.О.)

Составитель:
Васенчик Виктория Андреевна. преподаватель общепрофессионального цикла ГБОУ
СПО ЛНР ККПС
.
(Ф.И.О., должность, наименование образовательной организации (учреждения)

Рабочая программа рассмотрена и согласована 20___/20____учебный год
Протокол № ____ на заседании МК от «_____» __________20____г.
Председатель МК __________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована 20___/20____учебный год
Протокол № ____ на заседании МК от «_____» __________20____г.
Председатель МК __________________________
2

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.13 Технология продукции
общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых
продуктов.
В ходе освоения дисциплины осуществляется практическая подготовка.
Практическая подготовка предусматривает выполнение отдельных элементов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практические занятия проводятся в форме практической подготовки, в объеме,
предусмотренном учебным планом по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих ОК
1.2 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники
информации;
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической
деятельности и повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный
финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и
гражданина;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из
источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
- определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;
- применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать
банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным
банкингом, онлайн-банкингом;
- применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой
компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования,
3

страхования имущества и ответственности;
- применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение
кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении
стоимости кредита;
- определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности
налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять
налоговую декларацию;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 экономические явления и процессы общественной жизни;
 структуру семейного бюджета и экономику семьи;
 депозит и кредит, роль депозита и кредита в личном финансовом плане;
 расчетно-кассовые операции: хранение, обмен и перевод денег, различные виды
платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания.
 пенсионное обеспечение: государственную пенсионную систему, формирование
личных пенсионных накоплений;
 виды ценных бумаг;
 сферы применения различных форм денег;
 основные элементы банковской системы;
 страхование и его виды;
 налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговую декларацию);
 правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;
 признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими
компетенциями:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и
социальными партнерами.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания и смены технологий.
ОК11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее
регулирующих.
ОК13. Владеть знаниями о финансовых институтах и финансовых продуктах,
развивать умения использовать информацию о действиях с денежными средствами,
различных финансовых услугах, оценке финансовых рисков.
4

В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать профессиональными
компетенциями:
ПК2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметнофинансовую), обеспечивающую организацию и проведение учебных и внеучебных
мероприятий.
ПК3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
образования.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей
программы дисциплины:
Всего 40 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студентов 44 часа;

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в акад. часах/ в том числе в
форме практической подготовки,
Вид учебной работы
акад.ч.
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
Теоретические занятия
Практические занятия /практическая подготовка
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)

40
10
30
10
4
1

3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине
Наименовани
е разделов и
тем
1

Содержание учебного материала, практических занятий,
Объем часов
самостоятельной работы обучающихся

2
Содержание учебного материала
1 Сущность финансовой грамотности. Личное финансовое
Введение
планирование, как способ повышения благосостояния
семьи
Содержание учебного материала
1 Человеческий капитал и успех.
2 Принятие решений о личном финансировании.
Тема 1
Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. Домашняя
3
Личное
бухгалтерия. Доходы и расходы.
финансовое
Изучение этапов составления личного финансового
планирование 4
плана.
Практическое занятие
Составление личного финансового плана
Содержание учебного материала
1 Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на
стоимость активов.
Тема 2
2 Сбор и анализ информации о банке и банковских
Депозит
продуктах.
3 Изучение принципов заключения договоров физических
лиц с банком. Управление рисками по депозиту.
Содержание учебного материала
1
Кредиты, виды банковских кредитов для физических
лиц. Принципы кредитования (платность, срочность,
возвратность).
2
Изучение принципов сбора и анализа информации о
кредитных продуктах.
Тема 3
Кредит
3
Изучение методов уменьшения стоимости кредита и
анализа кредитного договора. Кредитная история.
Коллекторские агентства, их права и обязанности.
4
Кредит как часть личного финансового плана.
Типичные ошибки при использовании кредита.
Расчет потребительского, ипотечного и автокредита.
Содержание учебного материала
1 Хранение, обмен и перевод денег.
Тема 4
2 Различные виды платежных средств.
Расчетно3 Формы дистанционного банковского обслуживания.
кассовые
операции
Практическое занятие
Составление таблицы обмена денег (конвертации валют)
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка презентаций по теме.
Содержание учебного материала
Тема 5
Страхование 1 Страховые услуги, страховые риски, участники договора

3
1
2
3

2
4

7

3

2

2
6
2

страхования. Учимся понимать договор страхования.
Виды страхования в России. Страховые компании и их
услуги для физических лиц.
3 Как использовать страхование в повседневной жизни.
Практическое занятие
Кейс – «Страхование жизни». Решение задач по теме.
Содержание учебного материала
1 Инвестиции, способы инвестирования, доступные
Тема 6
физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций.
Инвестиции
Расчет налогов, уплачиваемых физическими лицами.
Имущественные и социальные налоговые вычеты
Содержание учебного материала
1
Понятие «пенсия». Как работает государственная
пенсионная система в Российской Федерации.
Накопительная и страховая пенсия. Пенсионные фонды
и принципы их работы.
Тема 8
2
Формирование
индивидуального
пенсионного
Пенсии
капитала. Место пенсионных накоплений в личном
бюджете и личном финансовом плане.
Практическое занятие
Расчет трудового стажа. Расчет величины страховой пенсии.
Прогнозирование будущей пенсии.
Содержание учебного материала
1
Основные признаки и виды финансовых пирамид,
Тема 9
правила личной финансовой безопасности, виды
Защита от
финансового мошенничества. Мошенничества с
мошенническ
банковскими картами.
их действий
2
Мошенничества с инвестиционными инструментами.
на
Финансовые пирамиды.
финансовом
рынке
Практическое занятие
Решение кейса «Заманчивое предложение»
Содержание учебного материала
Тема 10
1 Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнесСоздание
собственного
идея, планирование рабочего времени
бизнеса
2 Венчурные инвестиции, венчурист.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего часов:
2

2
8
3
6

2

2
6

2

2

4
1
40

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требуется наличие учебного кабинета
гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
 учебная мебель (рабочее место преподавателя; посадочные места
обучающихся (по количеству обучающихся);
 мебель для хранения учебно-методических пособий.
Технические средства обучения:
 персональный компьютер с лицензионным программным
обеспечением для преподавателя;
 видеопроекционное оборудование;
 автоматизированное рабочее место преподавателя (ИАС: Аверс Электронный журнал).
3.2. Перечень основных и дополнительных источников, необходимых для
освоения дисциплины, перечень нормативных правовых актов
Основные источники:
1.
Жданова А. О. Финансовая грамотность: материалы для
обучающихся. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. —
400 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному
финансовому поведению»).
2.
Жданова А. О. Финансовая грамотность: учебная
программа. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. - 24 с.
(Дополнительное
образование:
Серия
«Учимся
разумному
финансовому поведению»).
3.3. Программное обеспечение, информационные и справочные системы,
перечень рекомендуемых Интернет-ресурсов
Интернет-ресурсы:
1. https://fmc.hse.ru/methbank;
(Банк методических разработок по финансовой грамотности, информация
применима для всех тем).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Уметь:
- анализировать состояние финансовых
рынков, используя различные источники
информации;
- применять теоретические знания по
финансовой
грамотности
для
практической
деятельности
и
повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и
возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы,
составлять семейный бюджет и личный
финансовый план;
- грамотно применять полученные знания
для оценки собственных экономических
действий
в
качестве
потребителя,
налогоплательщика, страхователя, члена
семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать информацию,
касающуюся личных финансов,
из
источников
различного
типа
и
источников, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.);
- оценивать влияние инфляции на
доходность финансовых активов;
- использовать приобретенные знания для
выполнения
практических
заданий,
основанных на ситуациях, связанных с
покупкой и продажей валюты;
определять
влияние
факторов,
воздействующих на валютный курс;
- применять полученные теоретические и
практические знания для определения
экономически рационального поведения;

- выполнение домашних заданий
проблемного характера;
- своевременность выполнения и
сдачи практических работ;
- соблюдение требований к
качеству
оформления
практических работ;
подготовка
презентаций
сообщений,
написание
рефератов;
самостоятельный
поиск
информации и материалов для
выполнения
заданий
для
самостоятельной работы;
формирование
результата
итоговой
аттестации
по
дисциплине
на
основе
результатов текущего контроля

- применять полученные знания о
хранении, обмене и переводе денег;
использовать
банковские
карты,
электронные
деньги;
пользоваться
банкоматом,
мобильным
банкингом,
онлайн-банкингом;
- применять полученные знания о
страховании в повседневной жизни; выбор
страховой компании, сравнивать и
выбирать наиболее выгодные условия
личного
страхования,
страхования
имущества и ответственности;
- применять знания о депозите,
управления рисками при депозите; о
кредите,
сравнение
кредитных
предложений, учет кредита в личном
финансовом
плане,
уменьшении
стоимости кредита;
- определять назначение видов налогов,
характеризовать права и обязанности
налогоплательщиков,
рассчитывать
НДФЛ, применять налоговые вычеты,
заполнять налоговую декларацию;
- оценивать и принимать ответственность
за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и
общества в целом.
Знать:
- экономические явления и процессы
общественной жизни;
- структуру семейного бюджета и
экономику семьи;
- депозит и кредит, роль депозита и
кредита в личном финансовом плане;
- расчетно-кассовые операции: хранение,
обмен и перевод денег, различные виды
платежных
средств,
формы
дистанционного
банковского
обслуживания;
-пенсионное
обеспечение:
государственную пенсионную систему,
формирование
личных
пенсионных
накоплений;
- виды ценных бумаг;
- сферы применения различных форм

- устный и фронтальный опрос;
- письменные контрольные
работы (мониторинги);
- традиционная система оценок
в
баллах
за
каждую
выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая
оценка.

денег;
- основные элементы банковской системы;
- страхование и его виды;
- налоги (понятие, виды налогов,
налоговые
вычеты,
налоговую
декларацию);
- правовые нормы для защиты прав
потребителей финансовых услуг;
- признаки мошенничества на финансовом
рынке в отношении физических лиц.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».