ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (наименование учебной дисциплины) 19.02.13 Технология продуктов общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов (код и наименование специальность) 2023 1 Рассмотрена и согласована методической комиссией по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Протокол № _____ от «___» _________2023 г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Российской Федерации по профессии среднего профессионального образования программы 19.02.13 Технология продуктов общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов Председатель методической комиссии _______________________ Круподер Юлия Сергеевна (подпись Ф.И.О.) 3aместитель директора по учебно-производственной работе ____________________Иванченко Людмила Николаевна (подпись Ф.И.О.) Составитель: Васенчик Виктория Андреевна. преподаватель общепрофессионального цикла ГБОУ СПО ЛНР ККПС . (Ф.И.О., должность, наименование образовательной организации (учреждения) Рабочая программа рассмотрена и согласована 20___/20____учебный год Протокол № ____ на заседании МК от «_____» __________20____г. Председатель МК __________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована 20___/20____учебный год Протокол № ____ на заседании МК от «_____» __________20____г. Председатель МК __________________________ 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.13 Технология продукции общественного питания массового изготовления и специализированных пищевых продуктов. В ходе освоения дисциплины осуществляется практическая подготовка. Практическая подготовка предусматривает выполнение отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практические занятия проводятся в форме практической подготовки, в объеме, предусмотренном учебным планом по специальности. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих ОК 1.2 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; - применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; - сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план; - грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; - анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); - оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов; - использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты; - определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс; - применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения; - применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом; - применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, 3 страхования имущества и ответственности; - применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита; - определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию; - оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: экономические явления и процессы общественной жизни; структуру семейного бюджета и экономику семьи; депозит и кредит, роль депозита и кредита в личном финансовом плане; расчетно-кассовые операции: хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания. пенсионное обеспечение: государственную пенсионную систему, формирование личных пенсионных накоплений; виды ценных бумаг; сферы применения различных форм денег; основные элементы банковской системы; страхование и его виды; налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговую декларацию); правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг; признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. ОК11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. ОК13. Владеть знаниями о финансовых институтах и финансовых продуктах, развивать умения использовать информацию о действиях с денежными средствами, различных финансовых услугах, оценке финансовых рисков. 4 В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать профессиональными компетенциями: ПК2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметнофинансовую), обеспечивающую организацию и проведение учебных и внеучебных мероприятий. ПК3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины: Всего 40 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка студентов 44 часа; 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Объем в акад. часах/ в том числе в форме практической подготовки, Вид учебной работы акад.ч. Объем образовательной программы учебной дисциплины в т.ч. в форме практической подготовки в том числе: Теоретические занятия Практические занятия /практическая подготовка Самостоятельная работа Промежуточная аттестация (зачет) 40 10 30 10 4 1 3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине Наименовани е разделов и тем 1 Содержание учебного материала, практических занятий, Объем часов самостоятельной работы обучающихся 2 Содержание учебного материала 1 Сущность финансовой грамотности. Личное финансовое Введение планирование, как способ повышения благосостояния семьи Содержание учебного материала 1 Человеческий капитал и успех. 2 Принятие решений о личном финансировании. Тема 1 Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. Домашняя 3 Личное бухгалтерия. Доходы и расходы. финансовое Изучение этапов составления личного финансового планирование 4 плана. Практическое занятие Составление личного финансового плана Содержание учебного материала 1 Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов. Тема 2 2 Сбор и анализ информации о банке и банковских Депозит продуктах. 3 Изучение принципов заключения договоров физических лиц с банком. Управление рисками по депозиту. Содержание учебного материала 1 Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность). 2 Изучение принципов сбора и анализа информации о кредитных продуктах. Тема 3 Кредит 3 Изучение методов уменьшения стоимости кредита и анализа кредитного договора. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности. 4 Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита. Расчет потребительского, ипотечного и автокредита. Содержание учебного материала 1 Хранение, обмен и перевод денег. Тема 4 2 Различные виды платежных средств. Расчетно3 Формы дистанционного банковского обслуживания. кассовые операции Практическое занятие Составление таблицы обмена денег (конвертации валют) Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентаций по теме. Содержание учебного материала Тема 5 Страхование 1 Страховые услуги, страховые риски, участники договора 3 1 2 3 2 4 7 3 2 2 6 2 страхования. Учимся понимать договор страхования. Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц. 3 Как использовать страхование в повседневной жизни. Практическое занятие Кейс – «Страхование жизни». Решение задач по теме. Содержание учебного материала 1 Инвестиции, способы инвестирования, доступные Тема 6 физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций. Инвестиции Расчет налогов, уплачиваемых физическими лицами. Имущественные и социальные налоговые вычеты Содержание учебного материала 1 Понятие «пенсия». Как работает государственная пенсионная система в Российской Федерации. Накопительная и страховая пенсия. Пенсионные фонды и принципы их работы. Тема 8 2 Формирование индивидуального пенсионного Пенсии капитала. Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане. Практическое занятие Расчет трудового стажа. Расчет величины страховой пенсии. Прогнозирование будущей пенсии. Содержание учебного материала 1 Основные признаки и виды финансовых пирамид, Тема 9 правила личной финансовой безопасности, виды Защита от финансового мошенничества. Мошенничества с мошенническ банковскими картами. их действий 2 Мошенничества с инвестиционными инструментами. на Финансовые пирамиды. финансовом рынке Практическое занятие Решение кейса «Заманчивое предложение» Содержание учебного материала Тема 10 1 Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнесСоздание собственного идея, планирование рабочего времени бизнеса 2 Венчурные инвестиции, венчурист. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Всего часов: 2 2 8 3 6 2 2 6 2 2 4 1 40 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требуется наличие учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: учебная мебель (рабочее место преподавателя; посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся); мебель для хранения учебно-методических пособий. Технические средства обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением для преподавателя; видеопроекционное оборудование; автоматизированное рабочее место преподавателя (ИАС: Аверс Электронный журнал). 3.2. Перечень основных и дополнительных источников, необходимых для освоения дисциплины, перечень нормативных правовых актов Основные источники: 1. Жданова А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 400 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 2. Жданова А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. - 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 3.3. Программное обеспечение, информационные и справочные системы, перечень рекомендуемых Интернет-ресурсов Интернет-ресурсы: 1. https://fmc.hse.ru/methbank; (Банк методических разработок по финансовой грамотности, информация применима для всех тем). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь: - анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; - применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; - сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план; - грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; - анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); - оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов; - использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты; определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс; - применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения; - выполнение домашних заданий проблемного характера; - своевременность выполнения и сдачи практических работ; - соблюдение требований к качеству оформления практических работ; подготовка презентаций сообщений, написание рефератов; самостоятельный поиск информации и материалов для выполнения заданий для самостоятельной работы; формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля - применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом; - применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности; - применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита; - определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию; - оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом. Знать: - экономические явления и процессы общественной жизни; - структуру семейного бюджета и экономику семьи; - депозит и кредит, роль депозита и кредита в личном финансовом плане; - расчетно-кассовые операции: хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания; -пенсионное обеспечение: государственную пенсионную систему, формирование личных пенсионных накоплений; - виды ценных бумаг; - сферы применения различных форм - устный и фронтальный опрос; - письменные контрольные работы (мониторинги); - традиционная система оценок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка. денег; - основные элементы банковской системы; - страхование и его виды; - налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговую декларацию); - правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг; - признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.