ОП.01 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности_compressed

1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.01 Экономические и правовые основы

производственной деятельности
код, наименование профессии/специальности 43.01.02. «Парикмахер»

2020

2

Рассмотрена и одобрена
Методической комиссией бытового отделения
Протокол № __1__ от «_31_» _08__ 2020 г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта СПО ЛНР по
профессии/специальности
среднего
профессионального
образования
43.01.02. «Парикмахер»

Председатель методической комиссии
_____________ Грибанова Инна Ивановна
Заместитель директора по учебно-производственной работе

___________

Иванченко Людмила Николаевна

Составитель: Василец Елена Александровна, преподаватель ГБОУ СПО ЛНР
«ККПС»

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ………………………………………………………………………………..1
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………...........4
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….…………………..……………….6
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………….11
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………..……………….14

4

2.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.01 Экономические и правовые основы производственной деятельности»
2.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки квалифицированных рабочих на основе Государственного
образовательного стандарта
СПО ЛНР по профессии
среднего
профессионального образования 43.01.02 Парикмахер.
2.2.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.6. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 2.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 3.4. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК 4.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
2.3. В результате изучения общепрофессиональной дисциплины учащийся
должен:

5

Уметь:
 ориентироваться в общих вопросах экономики сферы обслуживания и
организаций сферы обслуживания;
 применять экономические и правовые знания при освоении
профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
 защищать свои трудовые права в рамках действующего
законодательства;
Знать:
 понятия спроса и предложения на рынке услуг;
 особенности формирования, характеристику современного состояния и
перспективы развития сферы обслуживания и услуг парикмахерских;
 законодательные
акты
и
другие
нормативные
документы,
регулирующие правоотношения в области профессиональной
деятельности;
 основные положения законодательства, регулирующего трудовые
отношения;
 типовые локальные акты организации;
 организационно-правовые формы организаций;
 формы оплаты труда.
2.4. Использование
часов вариативной части ППКРС/ППССЗ

№
п/п

Дополнительные
знания, умения

№, наименование
темы

Количество
часов

Обоснование
включения в
программу

2.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 77 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа учащегося (всего)
в том числе:
- компьютерных презентаций;
- сообщений по вопросам, предложенным преподавателем;
- работа с учебником, составление конспекта;
- составление ситуационных задач;
- оформление документов;
- подготовка к практическим работам
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
77
51
32
26

1

7

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1.1.
Производственная
деятельность в
условиях рыночной

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Экономические основы производственной деятельности

Объем часов
3
32

Уровень
освоения
4

Содержание учебного материала
1 Экономика как совокупность отраслей..
2 Факторы современного производства.
3 Законы спроса и предложения.
4 Воспроизводство экономического продукта.
5 Рыночный механизм
Практические занятия:
- составление таблицы характеристик школ экономической теории;
- составление сравнительной таблицы характеристик экономических систем;
- анализ спроса и предложения, рыночного равновесия.

11
1
1
1
1
1
6

2
2
2
2
2

Самостоятельная работа обучающихся:
- проработка конспектов занятий и учебной литературы по темам: «Роль и сущность
экономики»; «Факторы современного производства»; «Макро- и микроэкономика».
- подготовка рефератов или компьютерной презентации по темам: «Пирамида
потребностей А.Маслоу»; «Экономика и ее роль в обществе».
- подготовка компьютерной презентации на тему «Уровень жизни: понятие и факторы,
его определяющие»».
- составление терминологического словаря по теме.

6

3

9
1
1
1

2
2
2

Содержание учебного материала
1 Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия
Тема 1. 2.
Предпринимательство и 2 Организационно-правовые формы предприятий
его место в современной 3 Регистрация, лицензирование и прекращение предпринимательской деятельности
экономике
Практические занятия:

6

8

- построение процедуры этапов лицензирования;
- разработка проекта рекламной акции любого продукта;
- анализ финансового состояния фирмы.

Тема 1.3.
Закон
«О защите прав
потребителей»

Раздел 2.
Тема 2.1.
Трудовое право

Самостоятельная работа обучающихся:
- проработка конспектов занятий, учебной литературы по темам: «История
возникновения и сущность предпринимательства»; «Лицензирование юридического
лица»; «Маркетинг»; «Реклама».
- подготовка реферата или компьютерной презентации по темам: «Составляющие сбыта в
маркетинге».
- подготовка к практической работе «Роль банков в экономическом развитии
предприятий».
- дополнение словаря терминов по теме.
Содержание учебного материала
1 Общие положения ФЗ ЛНР. Основные понятия.
2 Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.
3 Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
4 Государственная и общественная защита потребителей.
Практические занятия
- составление и решение ситуационных задач;
- составление модели поведения парикмахера на предъявление претензий потребителя;
- составление алгоритма действий потребителя при выявлении недостатка товара.
Самостоятельная работа обучающихся
- проработка конспектов занятий, учебной литературы по темам: «Общие положения
ФЗ»;
- подготовка реферата/компьютерной презентации по теме: «Существенные недостатки
товара».
Правовые основы производственной деятельности

5

3

12
1
1
1
1
8

2
2
2
2

6

3

Содержание учебного материала
1 Трудовой договор. Понятие трудового права. Источники трудового права.
2 Работник и работодатель, как основные субъекты трудового права
3 Дисциплина труда. Рабочее время и время отдыха

12
1
1
1

19

2
2
2

9

Тема 2.2.
Труд и заработная
плата

4 Труд несовершеннолетних, как особой категории работников
Практические занятия:
-Составление схемы «Источники трудового права».
-Моделирование ситуации составления коллективного договора.
-Моделирование ситуации составления трудового договора.
-Разработка модели действий людей, потерявших работу.
-Выявление особенностей понятий «Перевод на другую работу» и «Перемещение на
другую работу».
-Выявление особенностей труда несовершеннолетних.
Самостоятельная работа обучающихся:
проработка конспектов занятий, учебной литературы по темам: «Трудовое право:
понятие и источники»; «Трудовой договор»; «Дисциплина труда и трудовой распорядок»;
«Материальная ответственность сторон».
подготовка реферата/компьютерной презентации по теме: «Оформление приема на
работу и увольнения».
составление ситуационных задач «Материальная ответственность сторон трудовых
правоотношений».
дополнение словаря терминов по теме.
подготовка к дифференцированному зачету
Содержание учебного материала:
1. Заработная плата. Действующие формы оплаты труда.
2. Труд, его основные признаки. Трудовые ресурсы. Профессия, разделение труда.
Практические занятия:
-Расчет заработной платы
-Расчет премий.
-Какие существуют формы и системы оплаты труда? Составить схему.
Самостоятельная работа
Какой минимальный размер оплаты труда действует в настоящее время в ЛНР?
Каким образом государство регулирует оплату труда?
Какие надбавки и доплаты устанавливаются к заработной плате работника?
Как формируется фонд заработной платы?
Дифференцированный зачет:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1
8

2

6

6
1
1
4

3

1

2
2

10

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

11

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Кабинет медико-биологических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методических материалов преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине, в том числе на
электронных носителях;
нормативно-правовые документы;
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор; ноутбук
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Акопов Д.Р. Трудовое право: Учеб.пособие. – М.: «Юрист», 2009.
2. Асейнов С.А., Григорьев Е.М. Ценообразование: Учеб.пособие. –М.: «МАКС
Прес», 2009.
3. Волков В.П. Экономика предприятия: Учеб.пособие. – М.: «Академия», 2008.
4. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учеб.пособие, 2-е изд. – М.: «Феникс»,
2009.
5. Кантор Е.П. Экономика предприятия: Учеб.пособие. – М.: «Феникс», 2009.
6. Козакова Т.А. Трудовой договор: Практич.пособие. – М: «Право», 2009.
7. Котова Г.А., Рой Л.В. Практикум по экономике: Учеб.пособие. – М.: «МАКС
Прес», 2008.
8. Марков Д.С. Экономика отрасли: Учеб.пособие. – М.: «Маркет», 2008.
9. Полетаева Ю.Н. Трудовые споры: Учебник. – М.: «Право», 2009.
10. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Информационновнедренческий центр «Маркетинга», 2008.
11. Савицкая Г.В. Экономика отраслевых рынков: Учеб.пособие. – М.: «Макс
Прес», 2008.
12. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие. – М.: «Макс Пресс», 2008.
13. Тактаров Г.А. Цены и ценообразование: Учебник. – М.: «МАКС Прес», 2009.
14. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб.пособие. – М.:
«Феникс», 2008.
15. Фролова Т.А. Экономическая деятельность предприятий в условиях рынка и
конкуренций. Трудовое право: Учеб.пособие. – М.: «Юриспруденция», 2009.

12

16. Чечевицина Л.Н. Экономика предприятия: Учеб.пособие, 8-е изд. – М.: ОИЦ
«Академия», 2008 г.
17. Чиканова Л.А. Трудовой договор/трудовое право: Учебник, - М.: «Право», 2009.

Нормативные правовые акты:
1. Закон от 18.05.2014 г. № 1-I «Временный Основной Закон (Конституция)
Луганской Народной Республики с изменениями);
2. Закон от 25.06.2014 г. № 14-I «О системе исполнительных органов
государственной власти;
3. Закон от 25.06.2014 г. № 13- I «О комитете государственной безопасности
Луганской Народной Республики»;
4. Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;
5. Закон от 30.06.2014 г. № 15- I «Об общественных объединениях»;
6. Закон от 30.06.2014 г. № 16- I «О профессиональных союзах»;
7. Закон от 30.06.2014 г. № 17- I «О прокуратуре»»;
8. Закон от 24.09.2014 г. № 25- I «О Государственном флаге Луганской
Народной Республике»;
9. Закон от 24.09.2014 г. № 24- I «О выборах Главы Луганской Народной
Республики»;
10.Закон от 24.09.2014 г. № 23- I «О выборах депутатов Народного Совета
Луганской Народной Республики»;
11.Закон от 10.10.2014 г. № 30- I «О статусе депутата Народного Совета
Луганской Народной Республики (с изменениями)»;
12.Закон от 21.10.2014 г. № 32- I «Об обращении граждан»;
13.Закон от 28.10.2014 г. № 33- I «О Государственном гербе Луганской
Народной Республики»;
14.Закон от 04.11.2014 г. № 36- I «Об управлении и распоряжении
собственностью Луганской Народной Республики»;
15.Закон от 07.11.2014 г. № 37- I «О средствах массовой информации»;
16.Закон от 10.11.2014 г. № 38- I «О полиции»;
17.Закон от 03.12.2014 г. № 2- II «О местных выборах»;
18.Закон от 30.12.2014 г. № 4- II «О системе налогообложения Луганской
Народной Республики»;
19.Закон от 27.03.2015 г. № 14- II «О назначении и выплате пенсий на
территории Луганской Народной Республике»;
20.Закон от 24.04.2015 г. № 17- II «О военном положении»;
21.Закон от 30.04.2015 г. № 18- II «О судебной системе»;
22.Закон от 30.04.2015 г. № 23- II «Трудовой кодекс Луганской Народной
Республики»;

13

23.Закон от 22.05.2015 г. № 29- II «О статусе судей»;
24.Закон от 22.05.2015 г. № 30- II «Об обороне»;
25.Закон от 29.05.2015 г. № 35- II «О Верховном Суде Луганской Народной
Республики»;
26.Закон от 30.06. 2015 г. № 51-II « О системе патриотического воспитания
граждан Луганской Народной Республики»;
27. Закон от 14.08.2015 г. № 58-II «Уголовный кодекс Луганской Народной
Республики»;
28.Закон от 21.08.2015 г. № 60-II «Уголовно-процессуальный кодекс
Луганской Народной Республики»;
29.Закон от 11.09.2016 г. № 49-II «О культуре»;
30.Закон от 28.12.2015 г. № 79-II « О налоговой системе»;
31.Закон от 29.04.2016 г. № 90-II « О государственном гимне Луганской
Народной Республики»;
32.Закон от 29.01.2016 г. № 81-II « Об оперативно-розыскной деятельности»;
33.Закон от 17.06.2016 г. № 100-II « Об охране окружающей среды»;
34.Закон от 24.06.2016 г. № 102-II «Кодекс гражданской защиты Луганской
Народной Республики;
35.Закон от 15.07.2016 г. №109-II «Кодекс Луганской Народной Республики
об административных правонарушениях»;
Интернет-ресурсы:
1. Социальные и экономические права в России
http://www.seprava.ru
2. Основы экономики: вводный курс
http://be.economicus.ru
3. Открытая экономика: информационно-аналитический сервер
http://www.opec.ru
4.Официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики
https://nslnr.su/

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в

14

процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения учащимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Коды формируемых
Формы и методы контроля и
(освоенные умения,
профессиональных и общих
оценки результатов
усвоенные знания)
компетенций
обучения
Умения:
ориентироваться в общих
ОК 1-ОК 7
Тестирование. Практические
вопросах экономики сферы
работы
обслуживания и организаций
сферы обслуживания;
применять экономические и
ОК 1-ОК 7
Практические работы
правовые знания при освоении
профессиональных модулей и
в профессиональной
деятельности
защищать свои трудовые права ОК 1-ОК 7
Практические работы
в рамках действующего
законодательства;
Знания:
понятие спроса и предложения ОК 1-ОК 7
устный опрос,
на рынке услуг
дифференцированный зачёт
особенности формирования,
ОК 1-ОК 7
устный опрос,
характеристика современного
дифференцированный зачёт
состояния и перспективы
развития сферы обслуживания
и услуг парикмахерских;
законодательные акты и
ОК 1-ОК 7
устный опрос,
другие нормативные
дифференцированный зачёт
документы, регулирующие
правоотношения в области
профессиональной
деятельности;
основные положения
ОК 1-ОК 7
Тестирование,
законодательства,
дифференцированный зачёт
регулирующего трудовые
отношения;
формы оплаты труда.
ОК 1-ОК 7
устный опрос,
дифференцированный зачёт
типовые локальные акты
ОК 1-ОК 7
Тестирование,
организации;
дифференцированный зачёт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».