ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 08. Безопасность жизнедеятельности (наименование учебной дисциплины) 43.01.09Повар, кондитер (код, наименование профессии/специальности) 2023 Рассмотрено и согласована методической по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Протокол №______ от «_____»__________20____ г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации по специальности 43.01.09 Повар, кондитер Председатель методической комиссии _______________________ Круподер Юлия Сергеевна (подпись Ф.И.О.) 3aместитель директора по учебно-производственной работе ____________________Иванченко Людмила Николаевна (подпись Ф.И.О.) Составитель: Мартехин Олег Викторович преподаватель общепрофессионального цикла ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучский колледж промышленности и сервиса» Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.08. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «ОП.08 Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-04, 08, 09, 10. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 01-04, ОК 06, ОК 08, ОК 09, ОК 10 Уметь организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военноучетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим Знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы 48 В т.ч. в форме практической подготовки 48 в том числе: теоретическое обучение 30 практические занятия 18 Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Раздел I. Гражданская оборона Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тема 1.2. Организация гражданской обороны Тема 1.3. Защита населения и территорий при стихийных бедствиях, при авариях (катастрофах) на транспорте, производственных объектах Тема 1.4. Обеспечение Содержание учебного материала 1.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Содержание учебного материала 2.Ядерное, химическое и биологическое оружие. 3. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. 4.Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. 5.Приборы радиационной и химической разведки и контроля 6.Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения Тематика практических занятий 7.Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. 8.Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК Содержание учебного материала 9.Защита населения и территорий при стихийных бедствиях 10.Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте, производственных объектах Тематика практических занятий 11.Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения Содержание учебного материала 12.Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке, при эпидемии 1 6 2 2 1 2 13.Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и при безопасности при неблагоприятной социальной обстановке неблагоприятной экологической обстановке, при неблагоприятной социальной обстановке Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Тема 2.1. Содержание учебного материала Основы 14.Здоровье человека и здоровый образ жизни. 15. Здоровье – одна из основных ценностей человека. медицинских знаний. Здоровый 16.Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. 17.Общественное здоровье. образ жизни и его 18.Правильное чередование физических и умственных нагрузок. составляющие 19.Рациональный режим дня. 20.Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье. 21.Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика злоупотребления психоактивными веществами. 22.Правовые основы оказания первой медицинской помощи. 23.Первая медицинская помощь при ранениях 24.Первая (доврачебная) помощь при травмах, ожогах, поражении электрическим током, утоплении, перегревании, переохлаждении, обморожении, общем замерзании. 25.Первая (доврачебная) помощь при отравлениях. Тематика практических занятий 26.Отработка умений наложения кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевого прижатия артерий 27.Отработка умений наложения повязок на голову, туловище 28Отработка умений наложения повязок на верхние и нижние конечности 29.Отработка умений наложения шины на место перелома. 30.Транспортировка поражённого 31.Отработка на тренажёре прекардиального удара. 32. Отработка на тренажёре искусственного дыхания. 33.Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца Раздел 3. Основы военной службы Тема 3.1. Содержание учебного материала 12 8 8 34.Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. 35.Гражданская оборона, ее структура и цели и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий 36.Вооруженные Силы РФ - основа обороны РФ 37.Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. 38.Состав и структура Вооруженных сил России. 39.Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и поступление на нее в добровольном порядке 40.Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России 41.Проявление терроризма в России. Виды терроризма. Борьба с терроризмом. Террористические организации Тематика практических занятий 42.Подготовка данных использования инженерных сооружений для защиты работающих и населения от чрезвычайных ситуаций 43.Организация получения средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях 44.Изучение материальной части, сборка, разборка автомата 45.Отработка строевой стойки и поворотов на месте. 46.Повороты в движении. 47.Построение и отработка движения походным строем 48.Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт Основы обороны государства. Военная доктрина Российской Федерации Всего: 7 48 3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет безопасности жизнедеятельности. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - комплект учебно-наглядных пособий: Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; учебно-планирующая документация; комплект учебно-наглядных пособий: макеты защитных сооружений, макет участка местности учебного заведения и прилегающих районов; приборы дозиметрического контроля, газоизмерительные приборы; индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи, самоспасатели; медицинские средства защиты, санитарная сумка; первичные средства пожаротушения (в т. ч. все виды огнетушителей). Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением на рабочем месте преподавателя с выходом в Internet; - мультимедийный проектор. Оснащение выполняется в соответствии с п. 6.2.1. Примерной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 313 с. 2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования /Н.В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. —Москва: Академия, 2020.– 144 с. 3. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования /Н.В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. — Москва: Академия, 2020.– 288 с. 4. Кошелев, А.А. Медицина катастроф. Теория и практика : учебное пособие / А.А. Кошелев. — 7-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 320 с. — ISBN 9785-8114-4891-3. 5. Кривошеин, Д. А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Д. А. Кривошеин, В. П. Дмитренко, Н. В. Горькова. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 340 с. — ISBN 978-5-8114-3376-6. 6. Микрюков, В.Ю., Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю. Микрюков. — Москва :КноРус, 2022. — 333 с. 7. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона : учебное пособие для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Кошелев, А. А. Медицина катастроф. Теория и практика : учебное пособие для спо / А. А. Кошелев. — 8-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 320 с. — ISBN 9785-8114-7046-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154384 (дата обращения: 20.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 313 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-04629-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489671 (дата обращения: 29.01.2022). 3. Микрюков, В.Ю., Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю. Микрюков. — Москва :КноРус, 2022. — 333 с. — ISBN 978-5-406-08633-9. — URL:https://book.ru/book/940372 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст : электронный. 4. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона : учебное пособие для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148019 (дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 5. Кривошеин, Д. А. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Д. А. Кривошеин, В. П. Дмитренко, Н. В. Горькова. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 340 с. — ISBN 978-5-8114-3376-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148144 (дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Балаян, С. Е. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: методические указания к выполнению лабораторных работ / С. Е. Балаян. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. – 80 c. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/49923.html (дата обращения: 01.07.2021). 2. Суворова, Г.М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 212 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/471671 (дата обращения: 02.07.2021). 3. Безопасность в техносфере: Всероссийский научно-методический и информационный журнал. Режим доступа: http://www.magbvt.ru. 4. Официальный сайт МЧС РФ. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru. 5. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности. Режим доступа: http://bzhde.ru. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военноучетных специальностей - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции; оказыватьпервуюпомощьпострадавшим Критерии оценки Методы оценки Уровень правильных ответов при тестовом письменном и устном контроле. Качество и техническая грамотность составленных рефератов, четкость изложения материала. Быстрота ориентации в представляемом материале, быстрота реакции на вопросы Тестовый и устный контроль по заданной тематике Представление докладов, рефератов, презентаций по заданной тематике Дифференцированн ый зачет Точность и скорость выбора средств индивидуальной и коллективной защиты в ЧС. Точность и грамотность использования конкретных средств защиты Грамотность использования первичных средств пожаротушения; Скорость и качество оказания первой помощи возможным пострадавшим Оценка выполнения практических заданий Дифференцированн ый зачет