ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП 10 Рисование и лепка (наименование учебной дисциплины) 43.01.09 Повар, кондитер (код, наименование профессии) Рассмотрено и согласовано методической комиссией по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Протокол №______ от «_____»__________20____ г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Председатель методической комиссии __________ Ю.С. Круподер Заместитель директора по учебно –производственной работе _______________ Л. Н. Иванченко Составитель: Круподер Юлия Сергеевна преподаватель общепрофессионального и профессионального циклов Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 6 7 11 13 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10. Рисование и лепка 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Рисование и лепка является частью освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих ППКРС в соответствии с ФГОС РФ по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина и имеет связь с профессиональным модулем ПМ.05 Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: рисовать различного вида орнамент; рисовать с натуры предметы геометрической формы; рисовать с натуры предметы домашнего обихода; рисовать фрукты и овощи; рисовать с натуры хлебобулочные изделия, пирожные и торты различной формы; рисовать торты различной конфигурации, используя выразительные средства композиции; выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента; выполнять лепку макетов хлебобулочных изделий, тортов, используя законы композиции. знать: 1.2. технику рисунка и ее многообразие технику выполнения рисунка с натуры; технику выполнения рисунка с натуры хлебобулочных изделий, пирожных и тортов; композицию в рисунке, последовательность работы над рисунком; законы композиции, выразительные средства композиции; 5 композиция тортов; технику лепки элементов украшения для хлебобулочных изделий, тортов; технику лепки макетов различной формы. 1.3. № п/п 1. Использование часов вариативной части в программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих Дополнительные профессиональные компетенции ПК…. Дополнительные знания, умения №,наименования темы ………………… ………………… Тема ………………… Количество часов Обоснование включенияв программу Требования заказчика кадров 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: всего 67 час, в том числе: максимально учебной нагрузки обучающихся - 57 час, включая: обязательной аудиторной нагрузки обучающихся –57час, самостоятельная работа обучающихся – 10 часов. 6 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результатомосвоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) в соответствии с ФГОС СПО РФ по профессии. Код (согласно ФГОС РФ) Наименование результата обучения Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента ПК 5.1. ПК 5.2. ПК 5.3. ПК 5.4. ПК 5.5. ОК 01. ОК 02. ОК.03 ОК.04 ОК.05 ОК.06 ОК.07 ОК 08 ОК.09 ОК.10 ОК 11 Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь, кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с инструкциями и регламентами Осуществлять приготовление и подготовку к использованию отделочных полуфабрикатов для хлебобулочных, мучных кондитерских изделий Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации хлебобулочных изделий и хлеба разнообразного ассортимента Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации пирожных и тортов разнообразного ассортимента Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере 7 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Тематический план учебной дисциплины ОП.10 Рисование и лепка Коды компетенций Наименование тем Всего часов 1 2 3 ПК 5.1-5.5 ОК 1-10 ПК 5.1-5.5 ОК 1-10 ПК 5.1-5.5 ОК 1-10 ПК 5.1-5.5 ОК 1-10 Объемвремени,отведенныйнаосвоение учебной дисциплины Обязательнаяаудиторнаяучебная Самостоятельная нагрузка обучающихся работаобучающихся Всего, Всего, в т.ч. в т.ч. в т.ч. часов часов курсоваяработа лабораторные курсовая (проект), часов работа работы (проект), и часов практические занятия,часов 4 5 6 7 8 Тема1.1.Техника рисунка и его многообразие 12 10 5 2 Тема1.2.Техника рисункаснатуры 17 15 10 2 Тема 1.3. Техника созданиякомпозиции 16 14 10 2 21 17 12 4 37 1 57 37 10 Тема 2.1. Задачи, содержание и выполнениелепки Промежуточнаяаттестация:дифференцированныйзачет. Всегочасов: 8 3.2. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП. 10 Рисование и лепка Наименование тем учебной дисциплины 1 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 2 Раздел 1. Рисование Тема1.1.Техника рисунка Содержание учебного материала и его многообразие Техника рисунка и его многообразие. Материалы для рисования Техника нанесения различных линий. Орнамент и его виды Рисование плоских предметов геометрической формы Практические занятия Практическое занятие 1. Выполнение упражнений по рисованию линий (прямые, вертикальные, горизонтальные, криволинейные) практическое занятие 2. Рисование композиционно-замкнутого орнамента практическое занятие 3. Рисование плоских предметов геометрической формы Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения на тему: Техника рисунка и ее многообразие. Тема1.2.Техника Содержание учебного материала рисункаснатуры Последовательность работы над рисунком с натуры. Подготовка к рисованию с натуры. Композиция в рисунке Понятие осветотени цвете.Градация светотени.Стадии рисования Техника рисования с натуры предметов геометрической формы, домашнего обихода, фруктови овощей. Значение цвета в кондитерском производстве. Сочетание цветовой гаммы. Последовательность работы над рисунком с натуры пирожных и тортов Практическое занятие Праткическое занятие 4. Рисование с натуры геометрических тел и предметов геометрической Объем часов 3 5 5 2 4 10 9 Тема 1.3. Техника созданиякомпозиции Тема 2.1. Задачи, содержание и выполнениелепки формы Практическое занятие 5. Рисование с натуры вазы с цветами, вазы с фруктами, корзины с овощами Практическое занятие 6. Рисование тарелки с холодным и горячим блюдом. Практическое занятие 7. Рисование с натуры пирожные и торты различной формы. Законы композиции. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации: Рисование с натуры корзин с цветами, фруктами, овощами. Содержание учебного материала Выразительные средства композиции.Техника рисования различных композиций Современные направления в оформлении тортов. Композиция тортов Виды отделочных полуфабрикатов для оформления тортов Инструменты и приспособления, используемые при оформлении блюд и кондитерских изделий Композиция квадратного, круглого, овального и фигурного торта Практическое занятие . Практическое занятие 8. Выполнение рисунка торта различных форм, используя выразительные средства композиции практическое занятие 9. Рисование эскизов тортов практическое занятие 10. Выполнение рисунка торта круглой формы, используя выразительные средства композиции. Самостоятельная работа обучающихся Сообщение по теме: «Оформление фигурных тортов» Раздел 2. Лепка Содержание учебного материала Основы лепки.Содержание и задачи лепки. Инструменты и материалы для лепкив кондитерском производстве Техника лепки элементов украшений для тортов Техника лепки макетов тортов различной формы Практическое занятие 2 5 10 2 5 12 10 Практическое занятие 11. Лепка растительного орнамента, цветов, фруктов и овощей. Практическое занятие 12. Лепка объемных фигур Практическое занятие 13. Лепка макетов тортов Самостоятельная работа обучающихся Сообщение по теме: «Лепка из мастики и марципана». Подготовка презентации: «Украшение тортов и пирожных. Элементы декора» Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет Всего 4 1 57 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.4. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинетаКабинет технологии кулинарного производства. Кабинет технологии кондитерского производства Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данным и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Оборудованиеучебногокабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий для дисциплины «Рисование и лепка»; - комплект материалов для рисования и лепки; - объемные модели геометрических фигур; - образцы орнаментов; - макеты пирожных и тортов. Технические средства обучения: компьютер с программным обеспечение мимультимедиапроектор; обучающие видеофильмы. 4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях, соответствующих профилю учебной дисциплины «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены». Преподавание учебной дисциплины должноносить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки. Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены», «Основы товароведения продовольственных товаров», «Техническое оснащение и организация рабочего места», Экономические и правовые основы производственной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы калькуляции и учета», «Охраны труда», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Рисование и лепка» должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно. Теоретические з а н я т и я должны проводиться в учебном кабинете Технологии кулинарного производства, лабораторно-практические занятия проводятся в лабораториях и мастерских согласно ГОС СПО по профессии. Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов: текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по лабораторным работам ипрактическим занятиям, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.; промежуточный контроль: дифференцированный зачет. 4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогическихкадров, осуществляющих реализацию ППКРС по профессии должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися за освоение профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. 4.4. Информационное обеспечения обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. 3.1. Информационноеобеспечениеобучения Основные источники: 1. А.Ф.Шембель. Рисование и лепка для кондитеров. Учебн. для нач. проф.образования М: издательский центр «Академия», 2008 г 2. В.А.Коева. Рисование и лепка кондитерских изделий. Ростов н/Д: «Феникс» 2001 г. Дополнительныеисточники: 1. Бурчакова И.Ю. Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.Ю.Бурчакова, С.В.Ермилова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с., (16) с. цв. ил. 2. Н.Г.Бутейкис. Технология приготовления мучных кондитерских изделий:учебникдлянач.проф.образования:Издательскийцентр «Академия»2208г. Журналы: 1. «Питаниеи общество» 2. «Современныйресторан» Интернетресурсы: 1. Лепкаэлементовторта>index.php?option=cjm…itemid…topic 2. Оформлениеторта>Мастер-класс 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, практических занятий, тестирования,атакжевыполненияобучающимисяиндивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: - выполнять упражнения по рисованию; - рисовать различного рода орнамент; - рисовать с натуры предметы геометрической формы; - рисовать с натуры предметы домашнего обихода; - рисовать фруктыи овощи; - рисовать с натуры пирожные и торты различных форм; - рисовать торты различной конфигурации, используя выразительные средства композиции; - выполнять лепку фруктов, овощей, цветов и растительного орнамента; - выполнять лепку макетов тортов, используя законы композиции; Знания: - техника рисунка и ее многообразие; - техника выполнения рисунка с натуры; - техника выполнения с натуры рисунка пирожных и тортов; - композиция в рисунке, последовательность работы над рисунком; - законы композиции, выразительные средства композиции; - композиция тортов; - техника лепки элементов украшения для тортов; - техника лепки макетов различной формы. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Выполнение и защита практическим работам отчетов Оценка устного опроса. Оценка выполнения практических работ по