ОГСЭ.01 Основы философии_compressed

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
(наименование учебной дисциплины)

43.01.09 Повар, кондитер
(код, наименование профессии)

2023

Рассмотрено и согласована методической комиссией по профессии 43.01.09
Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Протокол №______ от «_____»__________20____ г.
Разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта Российской Федерации по профессии
43.01.09 Повар, кондитер

Председатель методической комиссии
__________ Ю.С. Круподер
Заместитель директора по УПР
__________ Л. Н. Иванченко

Составитель:
Фоменко Наталья Валентиновна, преподаватель философии ГБОУ СПО ЛНР
«Краснолучского колледжа промышленности и сервиса»

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________

Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год
Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г.
Председатель МК ________________________

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ3
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ5
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ10
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ12

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1.

Область применения примерной программы

Учебная дисциплина «ОГСЭ 01. Основы философии» является обязательной частью
общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, 03, 05, 06,
09.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код

Умения

Знания

ПК, ОК
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 09

Ориентироваться в
наиболее общих
философских проблемах
бытия, познания,
ценностей, свободы и
смысла жизни как основах
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста;
выстраивать общение на
основе общечеловеческих
ценностей.

основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин
мира;
об условиях формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с
развитием и использованием достижений науки, техники
и технологий по выбранному профилю
профессиональной деятельности

1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Всего 50 часов, в том числе:
максимально учебной нагрузки обучающихся – 50 часов, включая:
обязательной аудиторной нагрузки обучающихся - 50 часов.

4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение
обучающимися видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими
компетенциями в соответствии с ФГОС СПО РФ по профессии.

Код ОК
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.

Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности

5

3. СТРУКТУРАИ СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план учебной дисциплины ОГСЕ.01.Основыфилософии
0

1

ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

Наименован
ие тем

Всего
часов

2

3

Объемвремени,отведенныйнаосвоение учебной
дисциплины
Обязательнаяаудиторнаяучебная
Самостоятельная
нагрузка обучающихся
работаобучающихся
Всего,
в т.ч.
в т.ч.
Всего,
в т.ч.
часов лабораторные курсовая
часов курсоваяработа
(проект), часов
работыи
работа
практические (проект),
занятия,часов
часов
4
5
6
7
8

Тема 1.1
Основные понятия и предмет философии

3

3

2

Тема 1.2
Философия Древнего мира и средневековая
философия
Тема 1.3
Философия Возрождения и Нового времени

4

4

2

4

4

5

Тема 1.4
Современная философия

5

5

2

Тема 2.1
Методы философии и ее внутреннее строение

4

4

Тема 2.2
Учение о бытии и теория познания

6

6

6
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09
ОК 02, ОК 03,
ОК 05, ОК 06,
ОК 09

Тема 2.3
Этика и социальная философия

13

13

Тема 2.4
Место философии в духовной культуре и ее
значение

9

9

1

2
50

2
50

12

Промежуточнаяаттестация:дифференцированныйзачет.
Всегочасов:

3.2. Содержаниеобученияпоучебнойдисциплине
Наименование тем
учебной дисциплины
1
Тема 1.1
Основные понятия и
предмет философии
Тема 1.2
Философия Древнего
мира и средневековая
философия

Содержаниеучебногоматериала,лабораторныеработыипрактическиезанятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
2
Раздел I. Предмет философии и её история.
Содержание учебного материала
1. Становление философии из мифологии.
2. Предмет и определение философии.
3. Характерные черты философии: понятийность, логичность, рефлективность.
Содержание учебного материала
1. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
2. Становление философии в Древней Греции.
3. Сократ. Платон. Аристотель.
4. Философия Древнего Рима.
5. Средневековая философия: патристика и схоластика
Самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов
3

3

4

2

7
1. Героические эпосы Гомера и Гесиода, родоначальники древнегреческой философии
Основные направления философии эллинизма
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Философия Возрождения 1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения
и Нового времени
2. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
3. Немецкая классическая философия.
4. Философия позитивизма и эволюционизма.
Самостоятельная работа обучающихся
Патристика. Апологетика.
Гносеология Ф.Бэкона
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Современная философия 1. Основные направления философии ХХ века
2. Неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.
3. Философия бессознательного.
4. Особенности русской философии.
5. Русская идея.
Самостоятельная работа обучающихся
Иррационалистические школы 20 века.
Герменевтика Ф.Шлейермахера, Х.Гадамера.
Славянские предания и мифы
Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С Хомяков, И. В Киреевский,
К.С Аксаков) и западниками (П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, В.Г. Белинский).
Философские воззрения великих русских писателей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Тема 2.1
Методы философии и ее

Раздел 2. Структура и основные направления философии
Содержание учебного материала
1. Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.

4

2

5

5

4

8
внутреннее строение

2. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная
(Новое время, ХХ век).
3. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др.
4. Строение философии и ее основные направления
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.2
Содержание учебного материала
Учение о бытии и теория 1. Онтология – учение о бытии.
познания
2. Происхождение и устройство мира.
3. Современные онтологические представления.
4. Пространство, время. Причинность, целесообразность.
5. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.
6. Соотношение философской, религиозной и научной истин.Методология научного познания.
Самостоятельная работа обучающихся
Основные формы движения
Многообразия бытия ценностей
Тема 2.3
Этика
и
философия

Содержание учебного материала
социальная 1. Общезначимость этики.
2. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель.
3. Религиозная этика
4. Свобода и ответственность.
5. Насилие и активное непротивление злу.
6. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и
технологий.
7. Влияние природы на общество.
8. Социальная структура общества.
9. Типы общества.

-

6

2

13

9
10. Формы развитие общества.,
11. Ненаправленная динамика, цикличное развитие.
12. Эволюционное развитие.
13. Философия и глобальные проблемы современности
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.4
Содержание учебного материала
Место
философии
в 1. Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
духовной культуре и ее 2. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
значение
3. Структура философского творчества.
4. Типы философствования.
5. Философия и мировоззрение.
6. Философия и смысл жизни.
7. Философия как учение о целостной личности.
8. Роль философии в современном мире.
9. Будущее философии.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы.
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего

9

1
2
50

10

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЕ.01.Основы философии
4.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: рабочие
места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 необходимая методическая и справочная литература Технические средства обучения:
 Телевизор или мультимедийный проектор с экраном.
 Мультимедийные презентации по тематике дисциплины.
4.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при
этом список может быть дополнен новыми изданиями.
4.2.1. Основные печатные издания
1. Гордашевская В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д. Гордашевская.
— Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1.
2. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. СПО. Москва: Академия,
2020. – 300 с.
3. Основы философии / Б.И. Липский и др. – Москва: Инфра-М, 2021. – 307 с.
4. Основы философии / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. – Москва: Форум, 2021. – 480 с..
5. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е.
Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 360 с. — ISBN 978-5-8114-7450-9.
6. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 392 с.
4.2.2. Основные электронные издания
1.
Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М.
Сидорова. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 480 с. — (Среднее профессиональное
образование).
ISBN
978-5-8199-0694-1.
Текст
:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1844376 (дата обращения: 29.01.2022). – Режим доступа: по
подписке.
2.
Гласер М. А. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А.
Дмитриева, В. Е. Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-9139-1. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187650 (дата обращения:

11
21.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.
Гордашевская В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д.
Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/169780 (дата обращения: 21.01.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
4.
Гордашевская, В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д.
Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/169780 (дата обращения: 03.06.2021). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
5.
Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10515-5. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471085
(дата обращения: 01.11.2021).
6.
Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 478 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469906 (дата обращения:
01.11.2021).
7.
Светлов, В. А. Основы философии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 339 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407875-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/474407 (дата обращения: 01.11.2021).
8.
Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования /
А. Г. Спиркин. —
Москва :
Издательство
Юрайт,
2022. —
392 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00811-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489642 (дата обращения:
29.01.2022).
4.2.3. Дополнительные издания
Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев. – Москва: РГ-Пресс, 2021. –
496 с.

12
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
1. Основные категории и
понятия философии;
2. Роль философии в жизни
человека и общества;
3. Основы философского учения о
бытии.
4.Сущность процесса познания.
5.Основы научной,
философской и религиозной
картин мира.
6. Об условиях
формирования личности,
свободе и ответственности
за сохранение жизни,
культуры, окружающей
среды.
7. О социальных и этических
проблемах, связанных с
развитием и использованием
достижений науки, техники,
технологий.
Умения:
Ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основах формирования
культуры гражданина и
будущего специалиста.

Критерии оценки
-Грамотно и аргументированно
использовать категориальный
философский аппарат;
-четко и правильно отвечать на
вопросы по основным
философским проблемам;
-приводить примеры из
собственной практики о
проблемах, связанных
расширением научнотехнической революции;
-объяснять место научных
философских знаний в
современной жизни и
профессии;
-проводить анализ источников
информации и составлять
доклады и выступления
-четко представлять структуру
реферата, эссе, выступления по
основным вопросам философии
-Доходчиво, убедительно,
грамотно разъяснять,
доказывать свою позицию по
общим философским
проблемам;
-аргументированно цитировать
классиков разных философских
школ;
-демонстрировать способность
сделать правильный
нравственный, социальный,
политический выбор

Методы оценки
- устный опрос;
- аналитическая работа с

оригинальными текстами;
- домашняя
работатворческого и
проблемного характера;
- Написание рефератов
- Тестирование
- Написание философского
эссе

-устный опрос;
-контроль представления
выполнения
домашних
заданий проблемного и
творческого
характера
(эссе и выступлений);
- тестирование;
-работа с философским
словарем и
оригинальными
текстами;
-оценка выступлений на
семинарах;
-защита реферативных
работ;
-дифференцированный
зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».