ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ УЧЕБНОЙ профессионального модуля ПМ 04. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИГОТОВЛЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ ДЕСЕРТОВ, НАПИТКОВ СЛОЖНОГО АССОРТИМЕНТА С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ВИДОВ И ФОРМ ОБСЛУЖИВАНИЯ 43.02.15 Поварское и кондитерское дел код и наименования специальности 2023 РАССМОТРЕНА методической комиссией по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Протокол № 1 от «30 » августа 2023 г. Председатель МК _______Круподер Юлия Сергеевна (подпись) ( Ф.И.О.) Разработана на основе ФГОС СПО РФ 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (код, название специальности) Заместитель директора по УПР ______Иванченко Людмила Николаевна (подпись) ( Ф.И.О.) Рабочая программа утверждена на 20___/ 20____ учебный год Протокол № _____ заседания методическое комиссии по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело от «___» ____________ 20___г. Председатель МК ______________________ Рабочая программа утверждена на 20___/ 20____ учебный год Протокол № _____ заседания методическое комиссии по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело от «___» ____________ 20___г. Составители: Круподер Юлия Сергеевна преподаватель общепрофессионального и профессионального циклов ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучского колледжа промышленности и сервиса» (Ф.И.О., должность, название ОУ СПО) Программа согласована: Коршунов Сергей Анатольевич (Ф.И.О. старший мастер) СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ……………………стр.4 2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ ………………………………стр.7 3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………… …………..стр.10 4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ …… …. .стр. 16 5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ...стр.22 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ УЧЕБНОЙ 1.1. Место учебной практики в структуре основной образовательной программы. Программа учебной практики является частью основной образовательной программы по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» в части освоения основных видов профессиональной деятельности: ПК 4.1. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков в соответствии с инструкциями и регламентами. ПК 4.2. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. ПК 4.3. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. ПК 4.4. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. ПК 4.5. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. ПК 4.6. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных и горячих десертов, напитков, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. 1.2. Цели и задачи учебной практики С целью овладения указанными видами деятельности, обучающийся в ходе данного вида практики должен: Вид профессиональной деятельности: Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к презентации и реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания иметь практический опыт: разработки ассортимента холодных и горячих десертов, напитков с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания; разработки, адаптации рецептур с учетом взаимозаменяемости сырья, продуктов, изменения выхода продукции, вида и формы обслуживания; организации и проведения подготовки рабочих мест, подготовки к работе и безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов в соответствии с инструкциями и регламентами; подбора в соответствии с технологическими требованиями, оценки качества, безопасности продуктов, полуфабрикатов, приготовления различными методами, творческого оформления, эстетичной подачи холодных и горячих десертов, напитков сложного приготовления, в том числе авторских, брендовых, региональных; 5 упаковки, хранения готовой продукции с учетом требований к безопасности; контроля качества и безопасности готовой кулинарной продукции; контроля хранения и расхода продуктов. уметь: разрабатывать, изменять ассортимент, разрабатывать и адаптировать рецептуры холодных и горячих десертов, напитков в соответствии с изменением спроса, с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания; обеспечивать наличие, контролировать хранение и рациональное использование сырья, продуктов и материалов с учетом нормативов, требований к безопасности; оценивать их качество и соответствие технологическим требованиям; организовывать и проводить подготовку рабочих мест, технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов в соответствии с инструкциями и регламентами; применять, комбинировать различные способы приготовления, творческого оформления и подачи холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента, в том числе авторских, брендовых, региональных; соблюдать правила сочетаемости, взаимозаменяемости основного сырья и дополнительных ингредиентов, применения ароматических веществ; порционировать (комплектовать), эстетично упаковывать на вынос, хранить с учетом требований к безопасности готовой продукции. знать: требования охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в организации питания; виды, назначение, правила безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов, посуды и правила ухода за ними; ассортимент, требования к качеству, условия и сроки хранения холодных и горячих десертов, напитков сложного приготовления, в том числе авторских, брендовых, региональных; рецептуры, современные методы приготовления, варианты оформления и подачи холодных и горячих десертов, напитков сложного приготовления, в том числе авторских, брендовых, региональных; актуальные направления в приготовлении десертов и напитков; способы сокращения потерь и сохранения пищевой ценности продуктов при приготовлении холодных и горячих десертов, напитков; правила составления меню, разработки рецептур, составления заявок на продукты; виды и формы обслуживания, правила сервировки стола и правила подачи холодных и горячих десертов, напитков. 1.3. Количество часов на учебную практику: Всего 48 часов. 6 2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ Результатом учебной практики является освоение общих компетенций (ОК) Код ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК9 ОК10 ОК11 Наименование результатов практики Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. Использовать средства физической культуры для сохранения укрепления здоровья в процессе профессиональной Деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере 7 Профессиональных компетенций (ПК) Вид профессиональной Код деятельности Организовывать подготовку рабочих ПК 4.1. мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков в соответствии с инструкциями и регламентами Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ПК 4.2 ПК 4.3 Осуществлять приготовление, ПК 4.4 творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Осуществлять приготовление, ПК4.5 творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Осуществлять разработку, адаптацию ПК 4.6 рецептур холодных и горячих десертов, напитков, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Наименование результатов практики Организация и правильное выполнение подготовки рабочего места, оборудования, сырья, исходных материалов для приготовления холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Организация и правильное выполнение технологического процесса приготовления, приготовления, творческого оформления и подготовки к реализации реализации холодных десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Организация и правильное выполнение технологического процесса приготовления, приготовления, творческого оформления и подготовки к реализации горячих десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. Организация и правильное выполнение технологического процесса приготовления, приготовления, творческого оформления и подготовки к реализации холодных напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Организация и правильное выполнение технологического процесса приготовления, творческого оформления и подготовке к реализации горячих напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Уметь разрабатывать, адаптацию рецептур холодных и горячих десертов, напитков, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания 8 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3.1 Тематический план Коды профессио Наименование нальных профессиональных модулей компетенц ий ПК 4.1ПМ. 04 Организация и ведение ПК 4.6 процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Объем времени, отведенный на практику (в неделях, часах) 36 часов Сроки проведения В соответствии с учебным планом 3.2 Содержание учебной практики Наименование профессионального модуля ПМ 04 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, Наименование ПК Виды работ ПК4.1. Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков в соответствии с инструкциями и регламентами 1. Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков Подбор, подготовка к работе и безопасной эксплуатации производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков сложного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами. Предупреждение травматизма. Соблюдение требований личной гигиены Объем часов 6 9 видов и форм обслуживания ПК 4.2 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ПК 4.3 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ПК 4.4 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ПК 4.5 Осуществлять приготовление, 2. Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места при приготовлении холодных десертов сложного приготовления. Приготовление холодных сложных десертов сложного ассортимента (ледяного салата из фруктов с соусом, торта из замороженного мусса, панакоты, крема, крема-брюле, крема- карамели, холодного суфле, замороженного суфле, террина, парфе, щербета, цитрусового льда с ягодами 3. Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места при приготовлении холодных соусов для десертов сложного приготовления. Приготовление холодных соусов для десертов: ягодные, фруктовые, сливочные, йогуртовые. 4. Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места при приготовлении горячих десертов сложного ассортимента. Приготовление реализации горячих десертов сложного ассортимента (горячего суфле, фондана,брауни, воздушного пирога и др. ) 5. Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места при приготовлении горячих соусов и начинок для десертов сложного приготовления. Приготовление горячих соусов для десертов: сабайон, шоколадный) и начинки (сливочные, фруктовые, ягодные, ореховые) для горячих десертов. 6. Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего места при приготовлении холодных напитков сложного ассортимента. Приготовление, подготовка к реализации холодных напитков сложного ассортимента: холодные пунши, ласси йогуртовые, безалкогольные мохито, фраппе, лимонады, смузи, компоты, холодные чай и кофе, коктейли, морсы, квас и т.д.). 7. Инструктаж по безопасности труда и организации рабочего 6 6 6 6 6 10 творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ПК 4.6 Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных и горячих десертов, напитков, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания места при приготовлении горячих напитков сложного ассортимента. Приготовление, подготовка к реализации горячих напитков сложного ассортимента: чай, кофе, какао, шоколад, горячий пунш, сбитень, глинтвейн, взвар и т.д 8. Разработать адаптацию рецептур холодных и горячих десертов, напитков, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Дифференцированный зачет Всего 6 48 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики: В образовательном учреждении по реализации специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело предусматривается следующая основная документация по учебной практике: - положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы СПО; - рабочие программы профессиональных модулей; - программа учебной практики; - учебный план по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело; - перечень учебно-производственных работ; - расписание занятий; - журнал учета обучения по профессиональным модулям; - график проведения учебной практики; - инстркуционно-технологическая документация (инструкции, технологические, инструкционные карты приготовления блюд и кулинарных изделий); - план учебно- производственных работ на месяц; 11 - ежедневный индивидуальный план мастера; -паспорт комплексно – методического обеспечения. 4.2. Требование к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной практики модуля осуществляется в учебной кухне-ресторане. Рабочие места студентов и мастеров производственного обучения оснащены оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами, средствами обучения, в соответствии с содержанием проекта ФГОС СПО РФ по осваиваемой специальности. На выполняемые работы мастером производственного обучения, в соответствии с программой учебной практики, разработана инструкционно-технологическая документация (инструкции, технологические, инструкционные карты и др.). Оборудование учебной кухни-ресторана и рабочих мест цеха: бойлер для горячей воды -1шт., блендер-1шт., слайсер-1шт., миксер-1шт., тостер -1шт., мясорубка МИМ-80 -1шт., мясорубка МИМ-60 -1шт., плита электрическая ПЭСМ-4Ш -1шт., жарочный шкаф ШЖЭСМ-3 - 2шт., холодильный шкаф ШХ-0,4 -1шт., котел КПЭ250 -1шт., электросковорода -1шт., электрофритюрница-1шт., электрочайник-1шт., микроволновая печь-1шт., ванна-мойка - 4шт., стол обеденный -15шт., стол металлический - 12шт., стол производственный -12шт., стол-стойка -3шт., шкаф-витрина - 2шт., доска разделочная -78шт., ножи поварской тройки - 6шт., шкаф подвесной -4шт., стеллаж передвижной -1шт., электронные весы -2шт., весы настольные -1шт., весы циферблатные-1шт., кастрюля -12шт., сковородка -12шт., сотейник - 2шт., лоток -12шт., разнос -12шт., сито -2шт., черпак -12шт., грохот -2шт., противень - 6шт., 12 шумовка - 4шт., вилка десертная -12шт., вилка закусочная -12шт., вилки столовая -12шт., лопатка - 6шт., веселка - 4шт., вставки сетчатые для варки на пару -1шт., яйцерезка -1шт., щипцы для салата -1шт., кокотница - 4шт., соусник -15шт., тарелка мелкая столовая -14шт., тарелка глубокая столовая -14шт., 4.3. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: - Андронова, Н. И. Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания: учебник для студ. СПО.- 2- е изд., стер.- М. : Академия, 2021. - 256 с. - Васильева, И. В. Технология продукции общественного питания: учебник и практикум.- М. : Юрайт, 2021.- с. - Бурчакова, И. Ю. Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания: учебник для студ. СПО.- 2- е изд., стер.- М. : Академия, 2019. - 384 с. - Пасько, О. В. Технология продукции общественного питания. Лабораторный практикум: учеб. пособие.- 2-е изд., испр. и доп.-М. : Юрайт, 2020.- 248 с. - Лутошкина, Г. Г. Техническое оснащение организаций питания: учебник для студ. СПО.- 2- е изд., стер.- М. : Академия, 2019. - 240 с. - Чижикова, О. Г. Технология производства хлеба и хлебобулочных изделий: учебник для СПО.-2-е изд., испр. и доп.- М. : Юрайт, 2020. - 199 с. Дополнительные источники: - Производственное обучение профессии «Повар». В 4 ч. Ч. 4. Блюда из яиц и творога, сладкие блюда и горячие напитки, блюда лечебного питания, изделия из дрожжевого теста : учеб. - 6-е изд., испр., 2012. - 128 с. - Андросов В.П. Производственное обучение профессии «Повар»: Ч. 3: учебное пособие.- 6-е изд., испр.- М.: Академия, 2012.- 112 с. - Мартинчик, А. Н. Физиология питания: учебник. - М.: Академия, 2013. - 240 с. - Харченко, Н.Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учеб. пособие. 5-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 512 с. 13 - Кузнецова, Л. С. Технология и организация производства кондитерских изделий: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2011. - 480 с. - Профессия кондитер / О. В. Шамкуть.- М. : Современная школа, 2006.- 288 с. - Рецептуры для кондитера.- Ростов н/Д. : Феникс, 2003.- 320 с. - Мазепа, Е. В. Практикум для кондитера: учебное пособие - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 384 с. - Усов, В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – 12-е изд., стер. – М.: Академия 2014. – 432 с. - Шатун Н.Г. Кулинария: учебник.- 2-е изд., испр.- М.: «Академия», 2008.- 320 с. - Потапова, И. И. Калькуляция и учет : учеб. для учащихся учреждений нач. проф. образования. – 5-е изд., стер. – М. : Академия», 2008. – 176 с. Электронные издания (электронные ресурсы): - Мрыхина, Е. Б. Организация производства на предприятиях общественного питания: Учебное пособие / Мрыхина Е. Б. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с. (http://znanium.com) - Голубенко, О. А. Экспертиза качества и сертификация кондитерских товаров: Учебное пособие / О.А. Голубенко, Н.В. Коник. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. 240 с. (http://znanium.com) - Апет, Т. К. Технология приготовления мучных изделий: Учебное пособие / Апет Т.К. - Мн.:РИПО, 2016. - 351 с. (http://znanium.com) - Размыслович, Г. П. Кондитерское дело / Размыслович Г.П., Якубовская С.И. Мн.:РИПО, 2016. - 343 с. (http://znanium.com) - Васюкова, А. Т. Справочник повара [Электронный ресурс] : Учебное пособие / А. Т. Васюкова. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 496 с. (http://znanium.com) - Васюкова, А. Т. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России для предприятий общественного питания / Васюкова А.Т., - 2-е изд. - М.: и К, 2018. - 208 с. (http://znanium.com) - Васюкова, А. Т. Сборник рецептур блюд зарубежной кухни / Васюкова А.Т., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 816 с. (http://znanium.com) - Васюкова, А.Т. Технология продукции общественного питания [Электронный ресурс] : Учебник / А.Т. Васюкова, А.А. Славянский, Д.А. Куликов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 496 с. (http://znanium.com) - Гайворовский, К. Я. Технологическое оборудование предприятий общественного питания и торговли : учебник / К.Я. Гайворонский, Н.Г. Щеглов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 480 с. (http://znanium.com) - Гайворовский, К. Я. Технологическое оборудование предприятий общественного питания и торговли : практикум / К.Я. Гайворонский. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 104 с. (http://znanium.com) - Кащенко, В. Ф. Оборудование предприятий общественного питания : учеб. пособие / В.Ф. Кащенко, Р.В. Кащенко. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2018. - 412 с. (http://znanium.com) 14 - Сычик, С. И. Гигиена и санитария общественного питания: Учебное пособие / Сычик С.И., Федоренко Е.В., Коломиец Н.В. - Мн.:РИПО, 2017. - 135 с. (http://znanium.com) - Рубина, Е. А. Микробиология, физиология питания, санитария : учебник / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 240 с. (http://znanium.com). 4.4 Требования к руководителям практики от образовательной организации. Организация, проведение занятий и контроль учебной практики осуществляется мастером производственного обучения. Мастер производственного обучения – непосредственный организатор и руководитель практики. Его опыт работы соответствует профессиональной сфере специалист среднего звена. Мастера производственного обучения имеют квалификацию по специальности Поварское и кондитерское дело выше на 1-2 разряда, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. В обязательном порядке 1 раз в 3 года проходят профессиональную стажировку в профильных организациях. Учебная практика осуществляется в подгруппах по 12-15 человек. Учебная практика проводится в соответствии с расписанием занятий. При проведении учебной практики используются словесные, наглядные и практические методы обучения, применяются традиционные методы обучения, а также методики, ориентированные на действие, проблемное обучение. Мастер производственного обучения осуществляет: - контроль по выполнению программы учебной практики; Учет посещаемости обучающихся в период учебной практики с записью в журнале учебной группы. В обязанности мастера входят: - инструктаж по технике безопасности; - соблюдение условий труда и отдыха обучающихся, ответственность за соблюдением правил техники безопасности; - оценивание результатов выполнения обучающимися программы учебной практики; - обеспечение высокого качества прохождения учебной практики обучающимися и строгого соответствия ее учебным планам и программам; - оказание методической помощи обучающимся при выполнении индивидуальных знаний, утверждение индивидуальных планов работы; - осуществление постоянного контроля по посещаемости обучающихся учебной практики. 4.5 Требования к соблюдению техники безопасности В целях обеспечению безопасности обучающихся при выполнении заданий по учебной практике проводятся инструктажи по охране труда на основе: 15 - методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда; - положение об организации работы по охране труда учебно-производственного процесса в ККПС; - инструкции по ОТ по специальности Технология продукции общественного питания; - график проведения инструктажей; - рабочие программы профессиональных модулей. Проведение инструктажей по безопасным приемам труда по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело; - инструкция по оказанию первой помощи; - инструкция по охране труда при работе с кухонной электроплитой; - инструкция по охране труда при кулинарных работах; - инструкция по охране труда при работе с электромясорубкой; Инструкция по охране труда при прохождении учебной или производственной практики на предприятиях регистрируются в журнале учета обучения по профессиональным модулям с наличием личной подписи студентов. Вводные, повторные, и целевые инструктажи с обучающимися проводятся и регистрируются в журнале регистраций инструктажей по охране труда. Учет несчастных случаев с обучающимися ведется в журнале учета несчастных случаев по образовательному учреждению. Продолжительность рабочего дня обучающихся в период учебной практики соответствует времени, отведенному рабочим учебным планом. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практике в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися индивидуальных занятий, выполнения практических работ. В результате освоения учебной практики, в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференциального зачета. Результаты освоения профессиональных компетенций Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 4.1 Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления холодных и горячих Критерии оценки Выполнение всех действий по организации подготовки рабочих мест, оборудования, сырья, материалов в соответствии с инструкциями и регламентами, стандартами чистоты (система ХАССП), требованиями охраны труда и техники безопасности: -оптимальный выбор и целевое, безопасное Методы оценки Текущий контроль: - наблюдение и оценка в процессе выполнения; - практических и лабораторных 16 сладких блюд, десертов, напитков в соответствии с инструкциями и регламентами ПК 4.2 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ПК 4.3 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ПК 4.4 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков сложного использование оборудования, производственного инвентаря, инструментов, посуды, соответствие виду выполняемых работ (виду и способу приготовления холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента); -рациональное размещение оборудования, инвентаря, посуды, инструментов, продуктов, полуфабрикатов, материалов на рабочем месте; -точная оценка соответствия качества и безопасности продуктов, полуфабрикатов, материалов требованиям регламентов, рецептуре; -соответствие распределения заданий между подчиненными их квалификации; -соответствие организации хранения сырья, продуктов, полуфабрикатов, готовых холодных и горячих десертов, напитков требованиям регламентов (соблюдение температурного режима, товарного соседства в холодильном оборудовании, правильность упаковки, складирования); -соответствие методов подготовки к работе, эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов требованиям инструкций и регламентов по технике безопасности, охране труда, санитарии и гигиене; -правильная, в соответствии с инструкциями, безопасная правка ножей; -точность, соответствие заданию ведение расчетов потребности в сырье, продуктах; -соответствие правилам оформления заявки на сырье, продукты. Организация и ведение процессов приготовления, творческого оформления и подготовки к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента: -адекватный выбор основных продуктов и дополнительных ингредиентов, в том числе ароматических, красящих веществ, точное распознавание недоброкачественных продуктов; -соответствие потерь при приготовлении холодных и горячих десертов, напитков действующим нормам; -оптимальность процесса приготовления холодных и горячих десертов, напитков (экономия ресурсов: продуктов, времени, энергетических затрат, соответствие выбора способов и техник приготовления рецептуре, особенностям заказа); -профессиональная демонстрация навыков работы с ножом, механическим, тепловым оборудованием, специализированным оборудованием для приготовления холодных и горячих напитков, приготовления украшений из шоколада, карамели, оборудованием для вакуумирования, упаковки; -соответствие готовой продукции (внешнего вида, формы, вкуса, консистенции, выхода) особенностям заказа, методам обслуживания; -правильное, оптимальное, адекватное заданию планирование и ведение процессов приготовления, занятий; - заданий по учебной и производственной практикам. Промежуточная аттестация: - наблюдение и оценка выполнения; - практических заданий на экзамене по МДК; - выполнения заданий демонстрационного экзамена по модулю; - экспертная оценка защиты отчетов по учебной и производственной практикам. 17 ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ПК 4.5 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. ПК 4.6. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных и творческого оформления и подготовки к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента, соответствие процессов инструкциям, регламентам; -соответствие процессов приготовления и подготовки к реализации стандартам чистоты, требованиям охраны труда и техники безопасности; -корректное использование цветных разделочных досок; -раздельное использование контейнеров для органических и неорганических отходов; -соблюдение требований персональной гигиены в соответствии с требованиями системы ХАССП (сан.спец.одежда, чистота рук, работа в перчатках при выполнении конкретных операций, хранение ножей в чистом виде во время работы, правильная (обязательная) дегустация в процессе приготовления, чистота на рабочем месте и в холодильнике); -адекватный выбор и целевое, безопасное использование оборудования, инвентаря, инструментов, посуды; -соответствие времени выполнения работ нормативам; -соответствие массы холодных и горячих десертов, напитков требованиям рецептуры, меню, особенностям заказа; -точность расчетов закладки продуктов при изменении выхода холодных и горячих десертов, напитков, взаимозаменяемости продуктов; -адекватность оценки качества готовой продукции, соответствия ее требованиям рецептуры, заказу; -соответствие внешнего вида готовых холодных и горячих десертов, напитков требованиям рецептуры, заказа; -соответствие температуры подачи виду блюда; -аккуратность порционирования холодных и горячих десертов, напитков при отпуске (чистота столовой посуды для отпуска, правильное использование пространства посуды, использование для оформления блюда только съедобных продуктов); -соответствие объема, массы блюда размеру и форме столовой посуды, используемой для отпуска, оптимальность выбора вида столовой посуды; -гармоничность, креативность внешнего вида готовой продукции (общее визуальное впечатление: цвет/сочетание/баланс/композиция); -гармоничность вкуса, текстуры и аромата готовой продукции в целом и каждого ингредиента современным требованиям, требованиям рецептуры, отсутствие вкусовых противоречий; -соответствие текстуры (консистенции) каждого компонента блюда/изделия заданию, рецептуре; -эстетичность, аккуратность упаковки готовых холодных и горячих десертов, напитков для отпуска на вынос. -актуальность, соответствие разработанной, адаптированной рецептуры особенностям заказа, виду и форме обслуживания; 18 горячих десертов, напитков, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания. -оптимальность, точность выбора типа и количества продуктов, вкусовых, ароматических, красящих веществ, соответствие их требованиям по безопасности продукции; -соответствие дополнительных ингредиентов виду основного сырья; -соблюдение баланса жировых и вкусовых компонентов; -актуальность, оптимальность формы, текстуры, соответствие их способу последующей термической обработки; -оптимальность выбора, комбинирования способов кулинарной обработки и приготовления; -точность выбора направлений изменения рецептуры с учетом особенностей заказа, сезонности, формы обслуживания; -точность, правильность ведения расчетов, оформления результатов проработки; соответствие методов расчета количества сырья, продуктов, массы готового десерта, напитка действующим методикам, правильность определения норм потерь при приготовлении десертов и напитков сложного ассортимента; -правильность оформления акта проработки новой или адаптированной рецептуры; -оптимальность выбора способа презентации результатов проработки (холодных и горячих десертов, напитков, разработанной документации); -демонстрация профессиональных навыков выполнения работ по приготовлению холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента при проведении мастер-класса для представления результатов разработки.