ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ профессионального модуля ПМ.06 «Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала» 43.02.15 Поварское и кондитерское дело 2023 Рассмотрена и согласована методической комиссией по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Протокол№ ______от_______________2023г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Российской Федерации по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.. Председатель методической комиссии _______________Юлия Сергеевна Круподер Заместитель директора по УПР ____________Людмила Николаевна Иванченко Составители: Антонова Елена Анатольевна, мастер производственного обучения ГБОУ СПО ЛНР «ККПС» Рабочая программа утверждена на 20___/ 20____ учебный год Протокол № _____ от «___» ____________ 20___г. Председатель комиссии ______________________ Рабочая программа утверждена на 20___/ 20___ учебный год Протокол № ____ от «__ » _________ 20___г. Председатель комиссии ____________________________ Программа согласована: Коршунов Сергей Анатольевич, старший мастер ГБОУ СПО ЛНР «ККП СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ……………………стр.4 2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ ………………………………стр.7 3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………………………………………..стр.9 4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ …… …. . стр.11 5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ...стр.16 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ УЧЕБНОЙ 1.1. Место учебной практики в структуре основной образовательной программы. Программа учебной практики является частью основной образовательной программы специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело в части освоения основных видов профессиональной деятельности: ПК6.1 Осуществлять разработку ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ПК6.2 Осуществлять текущее планирование, координацию деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями. ПК6.3 Организовывать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного персонал ПК6.4 Осуществлять организацию и контроль текущей деятельности подчиненного персонала ПК.6.5 Осуществлять инструктирование, обучение поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников кухни на рабочем месте 1.2. Цели и задачи учебной практики С целью овладения указанными видами деятельности, студент в ходе данного вида практики должен: Вид профессиональной деятельности: Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала Иметь практический опыт: - разработки различных видов меню, разработки и адаптации рецептур блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания; -организации ресурсного обеспечения деятельности подчиненного персонала; - осуществления текущего планирования деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями; - организации и контроля качества выполнения работ по приготовлению блюд, кулинарных и кондитерских изделий, напитков по меню; - обучения, инструктирования поваров, кондитеров, пекарей, других категорий работников кухни на рабочем месте 5 уметь: - контролировать соблюдение регламентов и стандартов организации питания, отрасли; - определять критерии качества готовых блюд, кулинарных, кондитерских изделий, напитков; - организовывать рабочие места различных зон кухни; - оценивать потребности, обеспечивать наличие материальных и других ресурсов; - взаимодействовать со службой обслуживания и другими структурными подразделениями организации питания; - разрабатывать, презентовать различные виды меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания; -изменять ассортимент в зависимости от изменения спроса; -составлять калькуляцию стоимости готовой продукции; -планировать, организовывать, контролировать и оценивать работу подчиненного персонала; -составлять графики работы с учетом потребности организации питания; -обучать, инструктировать поваров, кондитеров, других категорий работников кухни на рабочих местах; -управлять конфликтными ситуациями, разрабатывать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала; - предупреждать факты хищений и других случаев нарушения трудовой дисциплины; - рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели, стоимость готовой продукции; - вести утвержденную учетно-отчетную документацию; - организовывать документооборот знать: - нормативные правовые акты в области организации питания различных категорий потребителей; - основные перспективы развития отрасли; - современные тенденции в области организации питания для различных категорий потребителей; - классификацию организаций питания; - структуру организации питания; 6 - принципы организации процесса приготовления кулинарной и кондитерской продукции, способы ее реализации; - правила отпуска готовой продукции из кухни для различных форм обслуживания; - правила организации работы, функциональные обязанности и области ответственности поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников кухни; -методы планирования, контроля и оценки качества работ исполнителей; - виды, формы и методы мотивации персонала; способы и формы инструктирования персонала; - методы контроля возможных хищений запасов; - основные производственные показатели подразделения организации питания; правила первичного документооборота, учета и отчетности; формы документов, порядок их заполнения; программное обеспечение управления расходом продуктов и движением готовой продукции; правила составления калькуляции стоимости; правила оформления заказа на продукты со склада и приема продуктов, со склада и от поставщиков, ведения учета и составления товарных отчетов; - процедуры и правила инвентаризации запасов 1.3. Количество часов на учебную практику: Всего 78 часов 7 2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ Результатом учебной практики является освоение общих компетенций (ОК) Код Наименование результатов практики ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. ОК 02. ОК.03 ОК.04 ОК.05 ОК.06 ОК.07 ОК.09 ОК.10 ОК 11. Профессиональных компетенций (ПК) Вид профессиональной Код деятельности Осуществлять разработку ПК 6.1. ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учетом потребностей различных Наименование результатов практики Четкая организация разработки ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учетом потребностей различных 8 категорий потребителей, видов и форм обслуживания категорий потребителей, видов и форм обслуживания Осуществлять текущее ПК 6.2 планирование, координацию деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями Организовывать ресурсное ПК 6.3 обеспечение деятельности подчиненного персонал Правильное текущее планирование, координацию деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями Четкая организация ресурсное обеспечение деятельности подчиненного персонала Осуществлять организацию и ПК 6.4 контроль текущей деятельности подчиненного персонала Четкая организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала ПК 6.5 Осуществлять инструктирование, обучение поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников кухни на рабочем месте Организация инструктирования, обучения поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников кухни на рабочем месте 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3.1 Тематический план Коды профессио нальных компетен ций ПК 6.1ПК 6.5 Наименование профессиональных модулей ПМ.06 «ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДЧИНЕННОГО ПЕРСОНАЛА» Объем времени, отведенный на практику (в неделях, часах) 78 часов Сроки проведения В соответстви и с учебным планом 10 3.2 Содержание учебной практики Наименование Наименов профессионального ание ПК модуля ПК6.1 Отраслевые особенности организаций питания 6 ПК6.2 Разработка ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню 6 ПК.6.2 Организация ресурсного обеспечения деятельности подчиненного персонала 6 ПК.6.3 Управление персоналом в организациях питания 6 ПК.6.4 Расчет основных производственных показателей. Основные производственные показатели: производственная мощность организации питания, товарооборот, производительность труда. Производственная мощность. Товарооборот. Виды товарооборота: розничный, оптовый, оборот по продукции собственного производства и покупным товарам. 6 ПК.6.4 Производительность труда, ростам. Методика расчета производственных показателей факторы основных 6 ПК.6.4 Калькуляция цен на кулинарную и кондитерскую продукцию собственного производства. Методика расчета и порядок оформления калькуляционной карточки. 6 ПК.6.3ПК6.4 Формы документов и порядок их заполнения 6 ПК.6.4 Координация деятельности подчиненного персонала с другими службами и подразделениями 6 ПМ.06 «Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала» Объем часов Виды работ 11 ПК.6.4 Организация и контроль текущей деятельности подчиненного персонала 6 ПК.6.4 Нормативно-правовое обеспечение текущей деятельности подчиненного персонала. Требования охраны труда, пожарной и техники безопасности к выполнению работ. Требования к процедурам обеспечения безопасности продукции и услуг, основанным на принципах ХАССП (ГОСТ 30390-2013). Контроль соблюдения регламентов, инструкций, стандартов чистоты. 6 ПК.6.5 Инструктирование, обучение поваров, кондитеров, пекарей, других работников кухни, кондитерского цеха 6 Дифференцированный зачет 6 ВСЕГО 78 12 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики: - положение о производственной практике; 4.1. Требования к документации, необходимой для проведения практики: В образовательном учреждении по реализации специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело предусматривается следующая основная документация по учебной практике: - положение об учебной и производственной практике учащихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы СПО; - рабочие программы профессиональных модулей; - программа учебной практики; - учебный план по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело; - перечень учебно-производственных работ; - расписание занятий; - журнал учета обучения по профессиональным модулям; - график проведения учебной практики; инстркуционно-технологическая документация (инструкции, технологические, инструкционные карты приготовления блюд и кулинарных изделий); - план учебно- производственных работ на месяц; - ежедневный индивидуальный план мастера; -паспорт комплексно – методического обеспечения. 4.2. Требование к материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной практики модуля осуществляется в учебном кулинарном цехе. Рабочие места обучающихся и мастеров производственного обучения оснащены оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами, средствами обучения, в соответствии с содержанием проекта ГОС СПО ЛНР по осваиваемой профессии. На выполняемые работы мастером производственного обучения, в соответствии с программой учебной практики, разработана инструкционнотехнологическая документация (инструкции, технологические, инструкционные карты и др.). Оборудование учебного кулинарного цеха и рабочих мест цеха: бойлер для горячей воды -1шт., блендер-1шт., 13 слайсер-1шт., миксер-1шт., тостер -1шт., мясорубка МИМ-80 -1шт., мясорубка МИМ-60 -1шт., плита электрическая ПЭСМ-4Ш -1шт., жарочный шкаф ШЖЭСМ-3 - 2шт., холодильный шкаф ШХ-0,4 -1шт., котел КПЭ250 -1шт., электросковорода -1шт., электрофритюрница-1шт., электрочайник-1шт., микроволновая печь-1шт., ванна-мойка - 4шт., стол обеденный -15шт., стол металлический - 12шт., стол производственный -12шт., стол-стойка -3шт., шкаф-витрина - 2шт., доска разделочная -78шт., ножи поварской тройки - 6шт., шкаф подвесной -4шт., стеллаж передвижной -1шт., электронные весы -2шт., весы настольные -1шт., весы циферблатные-1шт., кастрюля -12шт., сковородка -12шт., сотейник - 2шт., лоток -12шт., разнос -12шт., сито -2шт., черпак -12шт., грохот -2шт., противень - 6шт., шумовка - 4шт., вилка десертная -12шт., вилка закусочная -12шт., вилки столовая -12шт., лопатка - 6шт., веселка - 4шт., вставки сетчатые для варки на пару -1шт., яйцерезка -1шт., щипцы для салата -1шт., кокотница - 4шт., соусник -15шт., тарелка мелкая 14 столовая -14шт., тарелка глубокая 4.3. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1.Анфимова, Н.А. Кулинария: учебник/ Н.А. Анфимова, Л.Л.Татарская. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с. 2.Домарецкий, В.А. Технология продуктов общественного питания: учебное пособие /В.А. Домарецкий. – М.: ФОРУМ, 2008. – 400 с. 3.Мрыхина, Е.Б. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебное пособие /Е.Б. Мрыхина. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2008. – 176 с. 4.Харченко, Н. Э. Технология приготовления пищи. Практикум: учебное пособие /Н. Э. Харченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 296 с. Дополнительные источники: 1.СанПиН 2.3.2.1324-03 Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы // База данных нормативной технической документации // http://1000gb.ru/?id=srch&str=%D1%E0%ED%CF%E8%ED+2.3.2.+132403&sc=80486 2.Барановский, В.А. Повар: учебное пособие /В.А. Барановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 320 с. 3.Елхина, В.Д. Механическое оборудование предприятий общественного питания: учебное пособие: справочник /В.Д. Елхина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с. 4.Зобов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятия общественного питания /А.И. Зобов, В.А. Циганко. – М.: «И. К. Ц.», «ЛАДА», «Арий», 2006. – 680 с. 5.Кондратьев, К.П. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебное пособие /К.П. Кондратьев. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. – 108 с. 6.Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник /З.П. Матюхина, Э.П. Королькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с. 7.Общественное питание: сборник нормативных документов – М.: Гроссмедиа, 2006. – 192 с. 4.4. Требования к руководителям практики от образовательной Организации (учреждения) и организации. Руководство практикой осуществляется мастерами производственного обучения, а со стороны предприятия- руководители организаций 15 общественного питания: заведующий производством, шеф-повара, повара. Мастер производственного обучения, непосредственный организатор и руководитель практики. Его опыт работы соответствует профессиональной сфере по профессии Повар, кондитер. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС СПО для выпускников. В обязательном порядке 1 раз в 3 года проходят профессиональную стажировку в профессиональных организациях. Производственная практика осуществляется на предприятия общественного питания по 1 и более человек. Производственная практика проводится в соответствии с учебным планом. Основные требования к компетенциям наставников производственного обучения: - разработка содержания обучения с учетом законодательства в сфере профессионального образования, требований охраны труда экологической безопасности, научно- технического, технологического прогресса; -обеспечение достижения студентами положительных результатов ( в том числе, создание условий, которые способствуют успешному обучению и развитию профессиональной культуры мотивация к деятельности, обратной связи со студентами); -Выбор практик ориентировочных, интерактивных методов и материалов обучения соответственно целевой аудитории и использование их в соответствии с учебной или рабочей ситуацией, ориентация на компетенцию действия через качественное выполнение технологических, производственных процессов; - обеспечение безопасных условий прохождения практики обучающимися, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда; - проведение инструктажа обучающимся по ознакомлению с требованиями охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в организации. 4.5 Требование к соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности В целях обеспечению безопасности обучающихся при выполнении заданий по учебной практике проводятся инструктажи по охране труда на основе: - методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда; - положение об организации работы по охране труда учебнопроизводственного процесса в ККПС; - инструкции по ОТ Повар: протокол № 216 от 01.09.2020 г - инструкция № 21. Кондитер: протокол № 216 от 01.09.2020 г - инструкция № 23. - инструкция по пожарной безопасности протокол №216 от 01.09.2020 г. - инструкция № 1-п. - рабочие программы профессиональных модулей. 16 Инструкция по охране труда при прохождении производственной практики на предприятиях регистрируются в журнале учета обучения по профессиональным модулям с наличием личной подписи студентов. Вводные, повторные, и целевые инструктажи с обучающимися проводятся и регистрируются в журнале регистраций инструктажей по охране труда. Учет несчастных случаев с обучающимися ведется в журнале учета несчастных случаев по образовательному учреждению. Продолжительность рабочего дня обучающихся в период учебной практики соответствует времени, отведенному рабочим учебным планом 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практике в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися индивидуальных занятий, выполнения практических работ. В результате освоения учебной практики, в рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференциального зачета. Результаты освоения профессиональных компетенций Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля ПК 6.1. Осуществлять разработку ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания Критерии оценки Методы оценки разработка ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания; анализ потребительского спроса и предпочтений потребителей услуг поварского и кондитерского дела; выполнение расчета энергетической ценности ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания; разработка и предоставление различных видов меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм тестирование, экзамен, экспертное наблюдение выполнения лабораторных работ, экспертное наблюдение выполнения практических работ, оценка решения ситуационных задач, оценка процесса и результатов выполнения видов работ на практике анализ выполнения «профессиональных диктантов», 17 обслуживания; выполнение расчета цены меню с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания ПК 6.2. Осуществлять текущее планирование, координацию деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями Выполнять: текущее планирование; координацию деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями; составление графиков работы персонала с учетом потребности организации питания; распределение работы между членами подчиненного персонала, бригады; регулирование конфликтных ситуаций, мотивация персонала на качество выполнения работ; предупреждение фактов хищений и других случаев нарушения трудовой дисциплины; проведение расчетов и стимулирующих выплат сотрудникам по принятой методике основных производственных показателей; оформление учетно-отчетной документации ПК 6.3. Организовывать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного персонала Выполнять: обеспечение рабочих мест подчиненного персонала необходимыми ресурсами, оборудованием, сырьем, материалами с учетом видов работ; контроль за хранением и расходом запасов, сырья, материалов, оборудования с учетом требований по безопасности; обеспечение сохранности ресурсов, оборудования, сырья, материалов; подготовка рабочих мест для профессиональной деятельности подчиненного персонала; проведение инвентаризации ресурсов, оборудования, сырья, материалов Выполнять: ПК 6.4. Осуществлять презентаций результаты участия в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства (при участии) (при участии) тестирование, экзамен, экспертное наблюдение выполнения лабораторных работ, экспертное наблюдение выполнения практических работ, оценка решения ситуационных задач, оценка процесса и результатов выполнения видов работ на практике анализ выполнения «профессиональных диктантов», презентаций результаты участия в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства (при участии) экзамен, экспертное наблюдение выполнения практических работ, оценка решения ситуационных задач, оценка процесса и результатов выполнения видов работ на практике , презентаций; результаты участия в, конкурсах профессионального мастерства (при участии) экзамен, экспертное 18 организацию и контроль текущей деятельности подчиненного персонала соблюдение регламентов и стандартов организации питания, требований личной гигиены; соблюдение требований безопасности; оценка качества готовых блюд, кулинарных, кондитерских изделий, напитков; проведение бракеража; ведение документации по контролю качества готовой продукции, текущей деятельности подчиненного персонала ПК 6.5. Осуществлять инструктирование, обучение поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников поварского и кондитерского дела на рабочем месте Выполнять: инструктирование подчиненного персонала; оценка уровня подготовленности поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников поварского и кондитерского дела, установление потребности в их обучении и профессиональной подготовке; выбор образовательных программ; составление и актуализация программ обучения в соответствии с индивидуальными потребностями работника; бор методов инструктажа и обучения подчиненного персонала, поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников; бучение поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников поварского и кондитерского дела на рабочем месте по утвержденным образовательным программам; проведение тренингов и мастерклассов в сфере профессиональной деятельности и требований безопасности при предоставлении услуг питания оценка результатов обучения подчиненного персонала, поваров, кондитеров, пекарей и других категорий работников; наблюдение выполнения практических работ, оценка решения ситуационных задач, оценка процесса и результатов выполнения видов работ на практике, анализ выполнения презентаций результаты участия в, конкурсах профессионального мастерства (при участии) экзамен,экспертное наблюдение выполнения практических работ, оценка решения ситуационных задач, оценка процесса и результатов выполнения видов работ на практике анализ выполнения презентаций, результаты участия в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства (при участии)