ОД.07 География

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Краснолучский колледж промышленности и сервиса»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
______________ОД.07 География_______________
(наименование учебной дисциплины)
__________43.01.09 Повар, кондитер____________
(код, наименование профессии/специальности)

2023
1

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «География»…………………………………………………………………..4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины………………………18
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины……………..27
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины...……28

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»
Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии/специальности 43.01.09 Повар, кондитер

1.1.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География»
направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических
знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи
природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение
умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и
анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и
проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание
уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей
природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации; нахождение и применение географической информации, включая
географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических
вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных
регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма
и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого
общения.
1.2.2.
Планируемые
результаты
освоения
общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК

4

Наименование и код
компетенции
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам

Общие 1

Планируемые
результаты

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность
к
активной
деятельности
технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;

Дисциплина
рные2
- понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие
современная географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого развития;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать системы комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и распознавать их
проявления в повседневной жизни; использовать знания
об
основных географических закономерностях для определения и

6

- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты,
критически
оценивать
их
достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность их использования в
познавательной и социальной практике

сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями; между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или)
практико- ориентированных задач;
- сформировать
знания
об
основных
проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты проблем взаимодействия
природы и общества; приводить примеры взаимосвязи
глобальных проблем; приводить примеры возможных путей
решения глобальных проблем;

7

ОК 02. Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;

- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники географической информации
для определения положения и взаиморасположения объектов в
пространстве; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия природных и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения;
формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения;
- сформировать умения находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых
знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования: выбирать и использовать источники
географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и
анализировать географические карты различной тематики и
другие источники географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и
экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по
географическим картам разного содержания и другим источникам
географической информации качественные и количественные
8

- оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
ОК 03. Планировать и В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
реализовывать
этического поведения;
собственное
профессиональное
и - способность оценивать ситуацию и принимать
личностное
развитие, осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
предпринимательскую
деятельность
в - осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
профессиональной сфере,
использовать знания по
- ответственное отношение к своим родителям и
(или) другим членам семьи, созданию семьи на
финансовой грамотностив
различных жизненных
основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России;
ситуациях

показатели, характеризующие географические объекты, процессыи
явления; определять и находить в комплексе источников
недостоверную и противоречивую географическую информацию
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные
методы познания для решения практико-ориентированных задач;

- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и
России, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников географической
информации; критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической информации
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
9

Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям; способствовать
формированию и проявлениюширокой эрудиции в
разных областях знаний,постоянно повышать свой
образовательный икультурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;

10

- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты;
ОК 04.
- готовность к саморазвитию, самостоятельности
- владеть географической терминологией и системой базовых
Эффективно
и самоопределению;
географических
понятий, умение применять
социальновзаимодействовать
и -овладение
навыками
учебно- экономические понятия для решения учебных и (или) практикоработать в коллективе и
исследовательской, проектной и социальной
ориентированных задач;
команде
деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;

11

- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людейпри
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека;
ОК 05.
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального
и
культурного контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства,
стремление
проявлять
качества
творческой личности;

- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники географической информации
для определения положения и взаиморасположения объектов в
пространстве; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
сформировать систему комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и распознавать их
проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов, явлений
и процессов; проводить классификацию географических
12

ОК 06.
Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;

объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
явлениями; между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;

осознание
обучающимися
российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное
развитие
внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы
значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности ставить цели и строить жизненные
планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;

- понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие
современная географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого развития;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и
России, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников географической
13

- принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении
в
общеобразовательной
организации и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам,
историческому
и
природному
наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;

информации; критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической информации
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

14

- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия
и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной
и
социальной
практике,
готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию
в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении
климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;

- сформировать систему комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и распознавать их
проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов, явлений
и процессов; проводить классификацию географических
объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и
15

в
чрезвычайных
ситуациях

активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;

явлениями; между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и
России, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников географической
информации; критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической информации
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия

16

ОК 09.

- наличие мотивации к обучению и личностному

Пользоваться

развитию;

профессиональной
документацией
государственном
иностранном языках

В области ценности научного познания:
на сформированность
мировоззрения,
и соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:

природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать
географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления;
- освоить и применить знания о размещении
основных
географических
объектов и территориальной
организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития,
зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения);
выбирать и использовать источники географической информации
для определения положения и взаиморасположения объектов в
пространстве; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических
понятий, умение применять
социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий мира
и России, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать
17

- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению
нового
знания,
его
интерпретации,
преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду

выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников географической
информации; критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
использовать различные источники географической информации
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

18

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной
работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т. ч.:
Основное содержание

54

в т. ч.:
теоретическое обучение

34

практические занятия

20

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного
модуля)
в т. ч.:

16

теоретическое обучение

8

практические занятия

8

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

18

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала

1
Введение

Введение.
География
информации.

2
Основное содержание
Источники
географической
информации.
как
наука.
Источники
географической

Объём Номе Дата
часов р
урока
3
1

Формируемые
компетенции
4

1
ОК 01.
ОК 02.

1
2
Географические карты различной тематики и их
практическое использование.
Раздел 1. Общая характеристика мира
37
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
6
Современная
Теоретическое обучение
политическая
1
3
Политическая карта мира. Исторические этапы ее
картамира
формирования и современные особенности. Субъекты
политической карты мира.
Группировка стран по площади территории и
1
4
численности
населения.
Формы правления,
типы
ОК 02.
государственного устройства и формы государственного
ОК 04.
режима
1
5
ОК 09.
Типология
стран по уровню социальноэкономического развития. Условия
иособенности социально-экономического развития развитых и
Понятие о политической географии. Влияние
1
6
международных отношений на политическую карту мира.
Региональные и локальные конфликты.

19

Тема 1.2.
География
мировых
природных
ресурсов

Тема 1.3.
География
населения
мира

Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»
Работа с контурной картой.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.
Классификация видов природных ресурсов.
Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей
среды
№ 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран
(регионов) мира (по выбору)»
Работа с контурной картой.
№3: «Выявление и обозначение регионов с
неблагоприятной экологической ситуацией»
Работа с контурной картой.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Современная демографическая ситуация. Численность
населения мира и ее динамика. Воспроизводство населения и
его типы. Демографическая политика. Качество жизни
населения.
Половозрастная структура населения. Расовый,
этнолингвистический и религиозный состав населения мира.
Занятость населения. Размещение населения. Миграции
населения.
Контрольная работа за I семестр.

1
1
6

7
8

1

9

1

10

1

11

1
1

12
13

1
5

14

1

15

ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК

01.
02.
03.
05.
06.
07.

ОК 01.
ОК 02.
1

16

1

17

Практическое занятие

20

Тема 1.4.
Мировое
хозяйство

№ 4: «Анализ особенностей населения в различных
странах и регионах мира(особенности демографической
ситуации, расселения, сравнительная оценка качества
жизни населения, сравнительная оценка культурных
традиций народов и др.)»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Современные особенности развития мирового
хозяйства. Мировая экономика, исторические этапы ее
развития. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование.
Современные особенности развития мирового
хозяйства.
Интернационализация
производства
и
глобализация мировой экономики.
Практическое занятие
№ 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов
размещения производительных
сил»
Теоретическое обучение
География основных отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс мира. Рост
производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная,
угольная промышленность мира. Альтернативные источники
энергии.

2

18
19

20

1

20

1

21

2

22
23

ОК
ОК
ОК
ОК

01.
02.
03.
04.

ПК …

1

24

21

Чёрная и цветная металлургия. Современное
развитие чёрной металлургии мира.
мира.
Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение.
Отраслевая структура

1
25
Географические особенности развития
машиностроения. Развитие
1
26

Транспортный комплекс и его современная
структура.
Географические особенности развития химической, лесной
и лёгкой промышленности.

1

27

1

28

Сельское
хозяйство
и
его
экономические
особенности. «Зеленая революция». Агропромышленный
комплекс.
География отраслей непроизводственной сферы.
Основные направления международной торговли
товарами
и
услугами.
Факторы,
формирующие
международную хозяйственную специализацию стран и
регионов мира. Особенности современной торговли
услугами
Практические занятия
№ 6: «Определение хозяйственной специализации
стран и регионов мира»
№ 7: «Размещение профильной отрасли мирового
хозяйства на карте мира»
№ 8: «Составление экономико-географической
характеристики профильной отрасли»
№ 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров
основных видов промышленнойи сельскохозяйственной
продукции, видов сырья, районов международного туризма и
отдыха»

1

29

1

30

2

31
32
33
34
35
36
37
38

2
2
2

цветной

отраслеймашиностроения в

22

Итоговая контрольная работа за I курс.
Раздел 2. Региональная характеристика мира

Тема 2.1. Зарубежная Содержание учебного материала
Европа
Теоретическое обучение
Место и роль Зарубежной Европы в мире.
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Развитие и
размещение предприятий пищевой промышленности в
Европе
Германия и Великобритания как ведущие страны
Зарубежной Европы. Условия их формирования и
развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный
потенциал,
население,
ведущие отрасли хозяйства и их территориальная
структура
Практическое занятие
№ 10: «Характеристика особенностей природы,
населения и хозяйства европейской страны»
Тема 2.2.
Зарубежная
Азия

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Зарубежной Азии в мире.
Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты.
«Горячие точки» современной зарубежной Азии.
Характерные
черты
природно-ресурсного
потенциала, населения
и
хозяйства
регионов
зарубежной Азии. Развитие и размещение предприятий
пищевой промышленности в Азии

1

39
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

30

6
1
1

40
41

1

42

1

43

2

44
45

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

8
1

46

1

47

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

23

Тема 2.3. Африка

Тема 2.4. Америка

Япония,
Китай,
Индия.
Страны Персидского залива.
Практическое занятие
№ 11: «Сравнительная характеристика
особенностей природы, населения и хозяйства стран
Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности
географического положения региона. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала и особенности
населения Африки
Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства
стран Африки. Особенности развития субрегионов
Африки. Экономическая отсталость материка и пути
ее преодоления.
Развитие и размещение предприятий пищевой
промышленности в Африке
Контрольная работа за III семестр.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Северной Америки в мире.
Особенности географического положения региона,
природно-ресурсного
потенциала,
населения
и
хозяйства. Развитие и размещение предприятий
пищевой промышленности в Северной Америке
США. Природные ресурсы, население и
хозяйство США.
Канада. Природные ресурсы, население и

1
1
1
1

48
49
50
51

2

52
53

3
1

54
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

1

55

1

56

6
1

57

1

58

1

59

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

24

хозяйство Канады. Ведущие отрасли хозяйства и
экономические районы
Место и роль Латинской Америки в мире.
Хозяйство стран Латинской Америки. Развитие и
размещение предприятий пищевой промышленности в
Латинской Америке

Тема 2.5.
Австралияи
Океании

Тема 2.6. Россия
всовременном
мире

Практическое занятие
№12: «Составление сравнительной экономикогеографической характеристики двух стран Северной
и Латинской Америки»
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Место и роль Австралии и Океании в мире.
Особенности географического положения региона,
природно-ресурсного
потенциала,
населения
и
хозяйства.
Отраслевая и территориальная структура
хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Россия на политической карте мира. Место
России в мировом хозяйстве. География отраслей
международной специализации РФ. Развитие и
размещение предприятий пищевой промышленности в
России
Практические занятия

1

60

2

61
62

2
1

1

63

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

64

5
1

65

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.

25

№13: «Оценка современного геополитического и
геоэкономического положения России. Определение
роли России и ее отдельных регионов в международном
географическом разделении труда»
№14: «Определение отраслевой и территориальной
структуры внешней торговли
товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Классификация
Теоретическое обучение
глобальных
Глобальные проблемы человечества. Глобальные
процессы.
проблем.
Влияние предприятий пищевой промышленности
Глобальные
прогнозы, гипотезы на глобальные проблемы.
ипроекты

Дифференцированный зачет
Всего

66
4

67
68
69

1

1

70

ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК
ОК

01.
02.
03.
04.
05.
06.
07.

2
72
часа

.

26

3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие
специальные
помещения:
кабинета
«Гуманитарных и социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:

наличия

учебного

 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечениеммультимедиа,
проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1.Комплект учебно-наглядных пособий:

 атлас мира
 контурные карты
 карта мира
2.Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский экспресс»,
«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном
процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организацииобучения.
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование
общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного
материала.

27

Общая/профес
с иональная
компетенция
ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09.
ПК 5…

Раздел/Тема

Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Профессионально-ориентированное

Тип оценочных мероприятий

тестировани
еКейс
задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка составленных
презентацийпо темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных
карт контрольная работа
оценка самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится в форме
тестирования

содержание

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».