ОД.07 География

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Краснолучский колледж промышленности и сервиса»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины

______________ОД.07 География_______________
(наименование учебной дисциплины)

__________43.02.15 Поварское и кондитерское дело____________
(код, наименование профессии/специальности)

2024

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География» .............................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................... 22
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 33
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины ........................................................................................................ 34

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной
частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по ______________________________________.
(профессии/специальности)

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
В основу содержания географии положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития,
фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о
роли России в современном мире.
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«География» направлено на достижение следующих целей: воспитание
чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения
культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности
посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, с
ролью России как составной части мирового сообщества; воспитание
экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи
природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном
уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам
взаимодействия человека и общества; формирование системы географических
знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования
основ географической культуры; развитие познавательных интересов,
навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе овладения комплексом географических знаний и умений,
направленных на использование их в реальной действительности;
приобретение
опыта
разнообразной
деятельности,
направленной
на достижение целей устойчивого развития.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и
ПК
4

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности
применительно к различным контекстам
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;

Дисциплинарные
ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном уровне,
в разных странах, в том числе в России;
определять роль географических наук в
достижении целей устойчивого развития;
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 3. Сформировать системы комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;

размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний;
ПРб 4. Владеть географической терминологией
и системой базовых географических понятий,
умение применять социально-экономические
понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;

6

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие
способность
их
использования
познавательной и социальной практике

ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и интерпретации
информации,
и
информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности

Дисциплинарные
в

В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;

ПРб 10. Сформировать знания об основных
проблемах
взаимодействия
природы
и
общества, о природных и социальноэкономических
аспектах
экологических
проблем: описывать географические аспекты
проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных
проблем; приводить примеры возможных
путей решения глобальных проблем
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 5. Сформировать умения проводить
наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их
7

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;

изменениями в результате воздействия
природных и антропогенных факторов:
определять цели и задачи проведения
наблюдений; выбирать форму фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать
обобщения и выводы по результатам
наблюдения;
ПРб 6. Сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических
процессах
и
явлениях,
выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и
использовать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения,
геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические
карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и
8

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой
грамотности в различных жизненных
ситуациях

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности

явлений; определять и сравнивать по
географическим картам разного содержания и
другим
источникам
географической
информации качественные и количественные
показатели, характеризующие географические
объекты, процессы и явления; определять и
находить
в
комплексе
источников
недостоверную
и
противоречивую
географическую информацию для решения
учебных и (или) практико-ориентированных
задач; самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для
решения практико-ориентированных задач

В
области
духовно-нравственного
воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать
осознанные
решения,
ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности;

ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
9

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям
и (или) другим членам семьи, созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:

представлять в различных формах (графики,
таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения
учебных и (или) практикоориентированных задач

10

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и готовность
к
саморазвитию,
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;

Дисциплинарные

ПРб 4. Владеть географической терминологией
и системой базовых географических понятий,
умение применять социально-экономические
понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач
11

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов деятельности;

12

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 05. Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста

Планируемые результаты
Общие
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества
отечественного
и
мирового
искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:

Дисциплинарные

ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
13

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, в том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств

определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать
и/или обосновывать выводы на основе
использования географических знаний

- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национальнокультурных
традиций,
формирование
системы значимых ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,

ПРб 1. Понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых принимает участие современная
географическая наука, на региональном уровне,
в разных странах, в том числе в России;
определять роль географических наук в
достижении целей устойчивого развития;
14

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

экологической культуры, способности ставить
цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах
гражданского
общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:

ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять в различных формах (графики,
таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения
учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов: объяснять
15

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими

изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления;
объяснять географические особенности стран с
разным уровнем социально-экономического
развития, включая особенности проявления в
них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач

16

Код и наименование формируемых
компетенций

ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной
траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание
глобального
характера
экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать
их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;

ПРб 3. Сформировать систему комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические процессы и явления и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических
закономерностях
для
определения и сравнения свойств изученных
географических
объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и
явлений; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
17

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

овладение
навыками
учебно- структурой хозяйства стран; формулировать
исследовательской, проектной и социальной и/или обосновывать выводы на основе
деятельности;
использования географических знаний;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России,
их
обеспеченности
природными
и
человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять в различных формах (графики,
таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения
учебных и (или) практикоориентированных задач;
18

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления;
объяснять географические особенности стран с
разным уровнем социально-экономического
развития, включая особенности проявления в
них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
Прб 9. Сформировать умения применять
географические
знания
для
оценки
разнообразных явлений и процессов: оценивать
географические
факторы,
определяющие
сущность и динамику важнейших социальноэкономических и геоэкологических процессов;
оценивать
изученные
социальноэкономические и геоэкологические процессы и
явления

19

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

ОК 09. Пользоваться профессиональной - наличие мотивации к обучению и
документацией на государственном и личностному развитию;
иностранном языках
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения

Дисциплинарные
ПРб 2. Освоить и применить знания о
размещении
основных
географических
объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции
устойчивого развития, зеленой энергетики,
глобализации и проблема народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической информации для определения
положения и взаиморасположения объектов в
пространстве;
описывать
положение и
взаиморасположение географических объектов
в пространстве;
ПРб 4. Владеть географической терминологией
и системой базовых географических понятий,
умение применять социально-экономические
понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
ПРб 7. Владеть умениями географического
анализа и интерпретации информации из
различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и
явлений, отдельных территорий мира и России,
их
обеспеченности
природными
и
20

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные

практических задач, применению различных
методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду

человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять в различных формах (графики,
таблицы,
схемы,
диаграммы,
карты)
географическую информацию; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и
интерпретации информации из различных
источников географической информации;
критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;
использовать
различные
источники географической информации для
решения
учебных и (или) практикоориентированных задач;
ПРб 8. Сформировать умения применять
географические знания для объяснения
разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления;
объяснять географические особенности стран с
разным уровнем социально-экономического
развития, включая особенности проявления в
них глобальных проблем человечества;
использовать географические знания о
21

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты
Общие

Дисциплинарные
мировом хозяйстве и населении мира, об
особенностях взаимодействия природы и
общества для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач

22

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в
часах*
72

Объем образовательной программы дисциплины
в т. ч.:
Основное содержание

54

в т. ч.:
теоретическое обучение

28

практические занятия

26

*Профессионально ориентированное
прикладного модуля)

содержание

(содержание

16*

в т. ч.:
теоретическое обучение

8

практические занятия

8

Индивидуальный проект (да/нет)

-

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

23

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
2

Объём
часов

№ урока

3

Практическое занятие

1
1

1
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07

12
4
1
1

3
4

2

№ 1. Классификация ландшафтов с использованием источников
географической информации
Тема 2.2.
Проблемы
взаимодействия
человека и природы

Формируемые
компетенции
4

Основное содержание
2
2

Раздел 1. География как наука
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Традиционные и новые Теоретическое обучение
методы в географии.
1. Традиционные и новые методы в географии. Географические
Географические
прогнозы как результат географических исследований.
прогнозы.
2. Элементы географической культуры: географическая картина
Географическая
мира, географическое мышление, язык географии.
культура
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Географическая среда.
Теоретическое обучение
Естественный и
1. Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие
антропогенный
и изменяющие.
ландшафты
2. Естественный и антропогенный ландшафты.

Дата

5

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07

6

Содержание учебного материала

4

Теоретическое обучение
1. Опасные природные явления, климатические изменения,
повышение уровня Мирового океана, загрязнение окружающей
среды.

1

7

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
2. Стратегия и цели устойчивого развития. Объекты Всемирного
природного и культурного наследия

Объём
часов

№ урока

8

Дата

Формируемые
компетенции
ОК 07

1

Практическое занятие
№ 2. Определение целей и задач учебного исследования, связанного
с опасными природными явлениями и (или) глобальными
изменениями климата и (или) загрязнением Мирового океана, выбор
формы фиксации результатов наблюдения (исследования)
Тема 2.3. Природные
Содержание учебного материала
ресурсы и их виды
Теоретическое обучение
1. Особенности размещения природных ресурсов мира.
Гидроэнергоресурсы Земли.
2.
География лесных ресурсов. Ресурсы Мирового океана.
Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы
Практические занятия
№ 3. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по
выбору) по источникам географической информации.
№ 4. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами
природных ресурсов
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 3.1. Политическая Содержание учебного материала
география и
Теоретическое обучение
геополитика.
1. Теоретические основы геополитики как науки. Политическая карта
Классификация и
мира. Специфика России как евразийского и приарктического
типология стран мира
государства.
2. Основные типы стран. Формы правления государств мира,
унитарное и федеративное государственное устройство

2

9
10

4
1

11

1

12

1

13

1

14

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07

3
2
1

15

1

16

ОК 02
ОК 04
ОК 09

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Контрольная работа за I семестр

Раздел 4. Население мира
Тема 4.1. Численность
Содержание учебного материала
и воспроизводство
Теоретическое обучение
населения.
1. Численность населения мира и динамика её изменения.
Состав и структура
Воспроизводство населения, его типы. Демографическая политика.
населения
2. Возрастной, половой, этнический и религиозный состав населения
мира. Современные цивилизации.
Практические занятия
№ 5. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по
численности населения стран и регионов мира (форма фиксации
результатов анализа по выбору обучающихся).
№ 6. Объяснение особенности демографической политики в странах
с различным типом воспроизводства населения
Тема 4.2.
Размещение населения.
Качество жизни
населения

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Географические особенности размещения. Плотность населения,
миграции. Расселение населения: типы и формы. Урбанизация.
2. Качество жизни населения. Индекс человеческого развития.
Практические занятия
№ 7. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и
сельского населения разных регионов мира на основе анализа
статистических данных.

Объём
часов

№ урока

1

17

Дата

Формируемые
компетенции

12
6
1

18

1

19

4
2

20

2

21

ОК 01
ОК 02
ОК 09

6
1

22

1
4

23
24

ОК 01
ОК 02
ОК 09

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
№ 8. Объяснение различий в показателях качества жизни населения
в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников
географической информации
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Состав и структура
Теоретическое обучение
мирового хозяйства.
1. Мировое хозяйство. Факторы размещения производства и их
Международное
географическое
разделение труда

Тема 5.2.
Международная
экономическая
интеграция

Тема 5.3.
География главных
отраслей мирового
хозяйства.
Промышленность мира

Объём
часов

№ урока

Дата

Формируемые
компетенции

25

18
4
1

30

влияние на современное развитие мирового хозяйства.
Международное географическое разделение труда.
2. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и
1
31
место России в международном географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 9. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и
2
32
постиндустриальных стран
33
Содержание учебного материала
2
1. Международная экономическая интеграция. Глобализация
1
34
мировой экономики.
2. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в мировой
1
35
экономике
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание учебного материала
5

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 1…

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК4 …

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Теоретическое обучение
Географические особенности размещения основных видов сырьевых
и топливных ресурсов. Топливно-энергетический комплекс мира.

Объём
часов

№ урока

5
1

36

Мировая электроэнергетика. Роль России как крупнейшего
поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в
мировой экономике
Металлургия мира. Место России в мировом производстве и
экспорте чёрных и цветных металлов.

1

37

1

38

Машиностроительный комплекс мира.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира.

1

39

Контрольная работа за II семестр.

1

40

Всего за I курс – 40 часов
II курс
Теоретическое обучение
Тема 5.3.
География главных
отраслей мирового
хозяйства.
Промышленность мира

Сельское хозяйство. Растениеводство. Роль России как одного из
главных экспортёров зерновых культур. Животноводство.
Рыболовство и аквакультура.
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Мировая
система научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ. Международные экономические отношения. Мировая
торговля и туризм

2
1

41

1

42

Дата

Формируемые
компетенции

ПК

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Практические занятия 2
№ 10. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения
объёмов и структуры производства электроэнергии в мире.
№ 11. Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте
мира.
№ 12. Составление экономико-географической характеристики
профильной отрасли.
№ 13. Определение направления грузопотоков продовольствия на
основе анализа статистических материалов и создание карты
«Основные экспортёры и импортёры продовольствия»

Объём
часов

№ урока

Дата

Формируемые
компетенции

43
44
4

45

46

Основное содержание
Раздел 6. Регионы и страны мира
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Регионы мира.
Теоретическое обучение
Зарубежная Европа
Многообразие подходов к выделению регионов мира.
Зарубежная Европа: состав, общая характеристика. Общие черты и
особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства
стран субрегионов. Геополитические проблемы региона
Практическое занятие
№ 14. Сравнение по уровню социально-экономического развития
стран различных субрегионов Зарубежной Европы с использованием
источников географической информации (по выбору)
Содержание учебного материала

20
4
2
1
1

47
48

2
1
1

49
50

5

ОК 01
ОК 02
ОК 03

Наименование
разделов и тем
Тема 6.2. Зарубежная
Азия

Тема 6.3.
Америка

Тема 6.4.

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Теоретическое обучение
Зарубежная Азия: состав (субрегионы), общая экономикогеографическая характеристика. Общие черты и особенности
экономико-географического
положения,
природно-ресурсного
капитала, населения.
Хозяйство стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на
примере Китая, Индии, Ирана, Японии). Современные
экономические отношения России со странами Зарубежной Азии
(Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии)
Практическое занятие
№
15.
Сравнение
международной
промышленной
и
сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании
анализа данных об экспорте основных видов продукции
Контрольная работа за III семестр

Объём
часов

1

56

Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская
Америка), общие черты и особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства субрегионов.
Особенности экономико-географического положения природноресурсного капитала, населения, хозяйства США и Канады, стран
Латинской Америки, современные проблемы (на примере США,
Канады, Мексики, Бразилии)
Практическое занятие
№ 16. Объяснение особенностей территориальной структуры
хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт

4
2
1

57

1

58

2

59
60

Содержание учебного материала

3

4
2

2

1

№ урока

Дата

Формируемые
компетенции

51
52

53
54

ОК 01
ОК 02
ОК 03

55

ОК 01
ОК 02
ОК 03

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноОбъём
ориентированное), лабораторные и практические занятия,
часов
прикладной модуль (при наличии)
Африка.
Теоретическое обучение
2
Австралия и Океания
Африка: состав (субрегионы), общая экономико-географическая
1
характеристика.
Особенности
экономико-географического
положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства
стран Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии)
Австралия и Океания: особенности географического положения.
1
Место в международном географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 17. Сравнение на основе анализа статистических данных роли
1
сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии
Профессионально ориентированное содержание
Тема 6.5.
Содержание учебного материала
4
Россия на
Теоретическое обучение
2
геополитической,
Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом
геоэкономической и
потенциале. Особенности интеграции России в мировое сообщество.
геодемографической
Географические аспекты решения внешнеэкономических и
карте мира
внешнеполитических задач развития России. География отраслей
международной специализации РФ. Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России
Практическое занятие
№ 18. Изменение направления международных экономических
2
2
связей России в новых геоэкономических и геополитических
условиях
Основное содержание
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
3
Тема 7.1. Глобальные
Содержание учебного материала
3
проблемы человечества Теоретическое обучение
1

№ урока

Дата

Формируемые
компетенции

61

62

ОК 01
ОК 02
ОК 03

63

64
65

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК5

66
67

ОК 01
ОК 02
ОК 03

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические,
демографические.
Участие России в решении глобальных проблем
Практическое занятие
№ 19. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем
человечества на основе анализа различных источников
географической информации и участия России в их решении
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)

Объём
часов

Всего

72 часа

№ урока

68

2

69
70

2

71
72

Дата

Формируемые
компетенции
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Географии.
Эффективность преподавания курса географии зависит от наличия
соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется
особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и
практической направленностью.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов,
атласов, карта мира, контурных карт и др.);
- дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов
оценочных средств, промежуточной аттестации и др.);
- информационно-коммуникационные средства; экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд кабинета. (учебники, учебно-методические комплекты
(УМК) (в т.ч. и мультимедийные)). Библиотечный фонд кабинета может быть
дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и
другой литературой по вопросам географического образования;
- технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным
программным обеспечением; мультимедийный проектор; интерактивная
доска, выход в локальную сеть);
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, допущенные к использованию при реализации
образовательных программ СПО на базе основного общего образования.

33

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде
ОК 05.
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей

Раздел/Тема
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1-2.3
Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1
Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 5.1– 5.3
Тема 6.1- 6.5
Тема 7.1

Тема 3.1
Тема 5.1– 5.3
Тема 7.1

Тип оценочных
мероприятий

тестирование
кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный
письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам
раздела
оценка работы с картами
атласа мира, заполнение
контурных карт
контрольная работа
оценка самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет проводится в форме
тестирования

Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1

34

социального и культурного
контекста
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей, в
том
числе
с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках
ПК3…

Тема 1.1
Тема 2.1- 2.3
Тема 7.1

Тема 1.1
Тема 2.1 - 2.3
Тема 7.1

Тема 3.1
Тема 4.1, 4.2

Профессиональноориентированное содержание

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».