ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
(наименование учебной дисциплины)
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
(код, наименование специальность)
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………..стр.8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
стр.10
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОГСЭ.05 Психология общения» является обязательной частью
общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03, 04, 05, 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК,
ОК
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09
Умения
- применять технику и
приемы
эффективного
общения в
профессиональной
деятельности;
- использовать приемы
саморегуляции
поведения в процессе
межличностного
общения
Знания
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения
беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы разрешения
конфликтов
-приемы саморегуляции в процессе общения
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
40
В т.ч. в форме практической подготовки
-
в том числе:
теоретическое обучение
38
Самостоятельная работа1
6
Промежуточная аттестация2
2
1
2
5
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем в
часах
1
2
3
5
Содержание учебного материала
Тема 1. Общение – 1. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная
роль.
основа
человеческого
2. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства
бытия.
общения
3. Единство общения и деятельности.
Тема 2.
Содержание учебного материала
Общение
как 1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на
восприятие
восприятие. Искажения в процессе восприятия.
людьми друг друга 2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие
(перцептивная
человека.
сторона общения)
Самостоятельная работа
Подготовить реферат на тему: Восприятие.
Содержание учебного материала
Тема 3.
Общение
как 1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в
взаимодействие
русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на
(интерактивная
контроль.
сторона общения)
2. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Тема 4.
Содержание учебного материала
Общение
как 1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация.
обмен
Коммуникативные барьеры.
информацией
2. Невербальная коммуникация.
(коммуникативная 3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники
6
2
3
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 03, ОК 04, ОК 05,
ОК 09
5
3
ОК 03, ОК 04, ОК 05,
ОК 09
2
3
4
2
ОК 03, ОК 04, ОК 05,
ОК 09
2
5
2
2
1
ОК 03, ОК 04, ОК 05,
ОК 09
сторона общения)
Тема 5.
Формы делового
общения
и
их
характеристики
Тема 6.
Конфликт:
его
сущность
и
основные
характеристики
Тема 7.
Эмоциональное
реагирование
в
конфликтах
и
саморегуляция
Тема 8.
Общие сведения об
этической
культуре
слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.
Содержание учебного материала
1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных
выступлений. Аргументация
Содержание учебного материала
1. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта.
Стратегия разрешения конфликтов
Содержание учебного материала
1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия.
Разрядка эмоций.
2. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение
конфликтной ситуации.
Содержание учебного материала
1. Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные
принципы и нормы как основа эффективного общения
2. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового
этикета и этики деловых отношений
Самостоятельная работа
Подготовить реферат на тему: Деловой этикет в профессии
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего:
7
5
2
3
ОК 03, ОК 04, ОК 05,
ОК 09
5
5
ОК 03, ОК 04, ОК 05,
ОК 09
5
2
ОК 03, ОК 04, ОК 05,
ОК 09
3
4
2
2
3
2
40
ОК 03, ОК 04, ОК 05,
ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
кабинет «Гуманитарных и социально-экономических
оборудованием: рабочие места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– необходимая методическая и справочная литература.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением
– телевизор или мультимедийный проектор с экраном;
– мультимедийные презентации по тематике дисциплины.
дисциплин»,
оснащенный
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при
этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум / Г. В.
Бороздина, Н. А. Кормнова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 463 с. — (Бакалавр.
Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3433-5.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 317 с.
3. Шеламова Г.М. Психология общения / Г.М. Шеламова. – Москва: Академия, 2020. – 128 с.
4. Якуничева, О. Н. Психология общения : учебник для спо / О. Н. Якуничева, А. П.
Прокофьева. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-5851-6.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бороздина, Г. В.
Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В.
Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 463 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489869 (дата обращения: 29.01.2022).
2. Коноваленко, М. Ю. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 476 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53411060-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489897 (дата обращения: 29.01.2022).
3. Корягина, Н. А.
Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53400962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
8
https://urait.ru/bcode/489728 (дата обращения: 29.01.2022).
4. Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-07046-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/471154 (дата обращения: 01.11.2021).
5. Якуничева О. Н. Психология общения : учебник для спо / О. Н. Якуничева, А. П.
Прокофьева. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 224 с. — ISBN 978-5-81149503-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/195538 (дата обращения: 17.01.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии : Учебное пособие / Н.С.
Ефимова. –Москва: ФОРУМ, 2020. – 192 с.
2. Психология общения : энциклопедический словарь / М.М. Абдуллаева [и др.].. — Москва
: Когито-Центр, 2019. — 600 c. — ISBN 978-5-89353-335-4. — Текст : электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88339.html (дата
обращения: 01.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в
общении;
- техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
-источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов.
- -приемы саморегуляции в процессе
общения
Умения:
- применять технику и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции
поведения в процессе межличностного
общения
Критерии оценки
- грамотно выступает с
сообщениями.
- владеет понятиями учебной
дисциплины и применяет их
адекватно ситуации
- намечает и описывает приемы
саморегуляции.
Методы оценки
- анализ
выполнения
практических
работ
-текущий контроль;
- защита
внеаудиторной
самостоятельн
ые работы;
дифференцированны
й зачет
-умеет слушать, обобщать,
анализировать, принимать
решения в коллективной форме
организации учебного процесса.
- самостоятельно и творческий
подходит к выполнению
самостоятельной работы.
- в учебной и
профессиональной
деятельности демонстрирует
гуманность,
доброжелательность,
толерантность
- активность на
занятиях в группах;
- применение
техник эффективного
общения;
- дифференцированн
ый зачет
10
Прилож
11