ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
(наименование учебной дисциплины)

43.02.15 Поварское и кондитерское дело
(код, наименование специальность)

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5

стр.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.12

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ЕН.02 Экологические основы природопользования» является
обязательной частью естественнонаучного цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02-07, 09. 11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК

Умения

ПК 6.3-6.4
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 11

анализировать и
прогнозировать
экологические
последствия
различных видов
деятельности;
-использовать в
профессиональной
деятельности
представления о
взаимосвязи
организмов и среды
обитания;
-соблюдать в
профессиональной
деятельности
регламенты
экологической
безопасности

Знания
принципы взаимодействия живых организмов и среды
обитания.
-особенности взаимодействия общества и природы,
основные источники техногенного взаимодействия на
окружающую среду;
-об условиях устойчивого развития экосистем и возможных
причинах возникновения экологического кризиса;
-принципы и методы рационального природопользования;
-методы экологического регулирования;
-принципы размещения производств различного типа;
-основные группы отходов их источники и масштабы
образования;
-понятия и принципы мониторинга окружающей среды;
-правовые и социальные вопросы природопользования и
экологической безопасности;
-принципы и правила международного сотрудничества
области природопользования и охраны окружающей среды;
-природоресурсный потенциал Российской Федерации;
-охраняемые природные территории.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в часах

Вид учебной работы
Объем образовательной программы

47

В т.ч. в форме практической подготовки

-

в том числе:
теоретическое обучение

45

Самостоятельная работа 1

-

Промежуточная аттестация 2

2

1
2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в
часах

1
2
Раздел 1. Особенности взаимодействие природы и общества
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Природоохранный
Формы взаимодействия природы и общества. Экологические последствия
потенциал
различных видов человеческой деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.
Условия устойчивого состояния экосистем и возможные причины возникновения
экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии (разрушение озонового
слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др.) и пути их
решения.

3
27
10
3

Выявление роли человеческого фактора в решении проблем экологии. Содействие
сохранению окружающей среды.

3

Содержание учебного материала
Природные ресурсы и их классификация. Пищевые ресурсы человечества.
Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Генная
инженерия и генетически модифицированные объекты. Понятие и принципы
рационального природопользования. Охраняемые природные территории.
Самостоятельная работа
Разработать проект на тему: Природные ресурсы
Содержание учебного материала
Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Основные
загрязнители, их классификация. Пути миграции и накопления в биосфере
токсичных и радиоактивных веществ. Прямое и косвенное воздействие на человека
загрязнений биосферы. «Зеленая» революция и ее последствия. Значение и
экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Основные загрязнители
продуктов питания и их влияние на здоровье человека. Способы ликвидации

8
8

Тема 1.2.
Природные ресурсы
и рациональное
природопользование

Тема 1.3.
Загрязнение
окружающей среды

7

Коды,
формированию
которых
способствует элемент
программы
4
ОК 02
ОК 04-07
ОК 11

4

ОК 02
ОК 04-07

4
9
9

ОК 02
ОК 04-07

последствий загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей
среды. Основные задачи мониторинга окружающей среды. Концепция предельно –
допустимой концентрации (ПДК). Методы контроля за состоянием загрязнения
природных вод, почв, атмосферного воздуха.
Раздел 2.
Правовые и
социальные вопросы
природопользования
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Хозяйственные и
Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России.
общественные
Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.
мероприятия по
Органы управления и надзора по охране природы. Государственные и
предотвращению
общественные мероприятия по охране окружающей среды.
разрушающих
Международное сотрудничество, международные организации, международные
воздействий на
соглашения, конвенции, договоры, по охране окружающей среды и их роль в
природу.
обеспечении экологической безопасности.
Природоохранный
надзор
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Юридическая и
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
экономическая
Экологическая оценка деятельности предприятий. Организация деятельности
ответственность
предприятий в соответствии с экологическими нормами общества.
предприятий,
загрязняющих
окружающую среду
Промежуточная аттестация
Всего:

8

20

12
4

ОК 02-03

4
4

8
8

2
47

ПК 6.3-6.4
ОК 03-07
ОК 11

3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет
«Экологических
основ
природопользования»,
оснащенный
оборудованием:
доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по
числу обучающихся),
посадочные места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, таблицы, раздаточный
материал);
шкафы для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического
материала и др.; техническими средствами аудиовизуализации, мультимедийным
проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами,
плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями).
Технические средства обучения:
компьютер;
мультимедиапроектор (интерактивная доска);
мультимедийные и интерактивные обучающие материалы;
калькуляторы;
реактивы и лабораторное оборудование;
информационное обеспечение реализации программы.
Оснащение выполняется в соответствии с п. 6.2.1. Примерной программы по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е.
Саенко, Т.П. Трушина. — Москва : КноРус, 2021. — 214 с.
2.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник /
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2021. — 194 с.
3.
Манько О.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. –
Москва: Академия, 2022. – 208 с.
4.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б.
Челидзе. – Москва: Академия, 2020 – 240 с.
5.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное
пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд.,
9

стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с.
6.
Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель
И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с.
7.
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное
пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург : Лань,
2019. — 224 с.
8.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П.
Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. —
268 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное
пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург : Лань,
2019. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-3401-5. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118626 (дата обращения:
29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник /
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2021. — 194 с. — ISBN 978-5406-05154-2. — URL:https://book.ru/book/936972 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст :
электронный.
3.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П.
Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. —
268 с. — ISBN 978-5-8114-5826-4. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146668 (дата обращения:
29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное
пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с. — ISBN 978-5-8114-7128-7. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/155695 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
5.
Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е.
Саенко, Т.П. Трушина. — Москва : КноРус, 2021. — 214 с. — ISBN 978-5-406-03321-0. —
URL:https://book.ru/book/936326 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст : электронный.
6.
Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель
И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-4270-6. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/138168 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. ГОСТ 17.0.0.01-76 Система стандартов в области охраны природы и
улучшения использования природных ресурсов.
2. ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы. Гидросфера
3. ГОСТ 18294-2004 Вода питьевая.
4. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности
пищевых продуктов» (последняя редакция)
6. Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (последняя
10

редакция)
7. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(последняя редакция)
8. Экология и жизнь: научно-популярный журнал [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ecolife.ru/
9. Экология производства: научно-практический журнал [Электронный ресурс].
URL: https://ecoindustry.info/

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знать:
-принципы взаимодействия живых
организмов и среды обитания.
-особенности взаимодействия
общества и природы, основные
источники техногенного
взаимодействия на окружающую
среду
-об условиях устойчивого
развития экосистем и
возможных причинах
возникновения экологического
кризиса;
-принципы и методы
рационального
природопользования;
-методы экологического
регулирования;
-принципы размещения
производств различного
типа;
-основные группы отходов их
источники и масштабы
образования;
-понятия и принципы
мониторинга окружающей
среды;
-правовые и социальные
вопросы природопользования
и экологической
безопасности;
-принципы и правила
международного
сотрудничества области
природопользования и охраны
окружающей среды;
-природоресурсный потенциал
Российской Федерации;
-охраняемые природные территории.
Уметь:
-анализировать и
прогнозировать экологические
последствия различных видов
деятельности;
-использовать в профессиональной
деятельности представления о
взаимосвязи организмов и среды
обитания
-соблюдать в профессиональной

Критерии оценки
Полнота ответов,
точность
формулировок,
правильные ответы.
Актуальность темы,
адекватность
результатов
поставленным
целям, верный
ответ, точность
формулировок,
адекватность
применения
профессиональной
терминологии

Правильность,
полнота выполнения
заданий, точность
формулировок,
точность расчетов и
формулировок,
соответствие
требованиям
Адекватность,
12

Методы оценки
- анализ выполнения

практических работ
-текущий контроль;
- защита внеаудиторной
самостоятельные работы;
-дифференцированный
зачет

- активность на занятиях

в группах;
- верное выполнение
задания и формулирование ответа;
- дифференцированный
зачет

деятельности регламенты
экологической безопасности

оптимальность
выбора способов
действий, методов,
техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность
выполнения
задания,
соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов,
рациональность
действий

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».