ОП 10. БУХ.УЧЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины

ОП.10 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ С ОСНОВАМИ
КАЛЬКУЛЯЦИИ
(наименование учебной дисциплины)

43.02.15 Поварское и кондитерское дело
(код, наименование специальность)

2024 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 11

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 13

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП: Рабочая программа
учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета и калькуляции» является
вариативной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», входящих в
укрупненную группу направлений специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК 6.1-6.5.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания:
Код
ПК,
ОК
ПК
6.1-6.5.

Умения

Знания

Применение основ бухгалтерского учета для
ведения
деятельности
предприятия
общественного питания.
Отражать
операции
предприятия
общественного
питания
на
счетах
бухгалтерского учета
Производить калькуляцию в общественном
питании.
Оформлять документально движение сырья,
товаров и тары в кладовых.
Оформлять документально производство и
реализацию (отпуска) готовой продукции.
Оформлять
документально
реализацию
готовой продукции и товаров в буфетах,
магазинах кулинарии и мелкорозничной сети.

Основы бухгалтерского учета.
Особенности
организации
бухгалтерского
учета
в
общественном питании.
Ценообразование
в
общественном питании.
Оценка и учет сырья, товаров и
тары в кладовых.
Учет
производства
и
реализации (отпуска) готовой
продукции.
Учет реализации готовой
продукции и товаров в
буфетах, магазинах кулинарии
и мелкорозничной сети.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета

5

Объем в часах
100
20
39
42
17
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 10. «Основы бухгалтерского учета и калькуляции»

Наименование тем
учебной дисциплины

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

1

2
Раздел 1. Основы бухгалтерского учёта
Тема 1.
Содержание учебного материала
Общая характеристика Понятие, виды, измерители, задачи, функции, организация учёта. Требования к ведению
бухгалтерского учета
бухгалтерского учёта, его объекты. Методы и принципы учёта. Система нормативного
регулирования бухучёта и отчётности в РФ. ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Самостоятельная работа
Тема1.2.
Бухгалтерский баланс

Тема 1.3. Счета
бухгалтерского учёта

Подготовка сообщения на тему: «Функции и пользователи бухгалтерского учёта».
Содержание учебного материала
Имущество предприятия, классификация, источники образования. Бухгалтерский баланс:
назначение, содержание, структура и виды. Типовые изменения баланса.
Тематика практических занятий
Практическое занятие 1. Группировка хозяйственных средство организации по составу,
размещению и по источникам образования; составление бухгалтерского баланса.
Самостоятельная работа студентов
Решение задач на группировку имущества организации.
Решение задачи на анализ влияния фактов хозяйственной жизни на баланс организации.
Содержание учебного материала
Бухгалтерские счета, их назначение и структура. Счета активные, пассивные и активнопассивные. Классификация счетов по назначению и структуре и по экономическому
содержанию. Счета синтетического и аналитического учёта, их назначение и взаимосвязь.
Двойная запись операций на счетах. Возможности программы «1С: Бухгалтерия» при
ведении учёта.
Тематика практических занятий
Практическое занятие 2. Составление бухгалтерских проводок, открытие счетов и
отражение операций на счетах бухгалтерского учёта.

6

Объе
мчас
ов
3
6/4
2
2
1
2/2
2
2
2
2

2/2
2

2
2

ОК 01- ОК
05,
ОК 07,
ОК 09 ОК 11
ПК 6.4,
ПК 6.5

Раздел 2. Ценообразование, калькулирование и документооборот в общественном питании
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Ценообразование в
Цена: понятие, назначение, виды, структура, нормативные документы. Единая торговая
организациях
наценка, её назначение и размеры. Основные этапы ценообразования. Методы
общественного питания формирования розничных цен.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Калькулирование
Понятие калькуляции и порядок определения розничных цен на продукцию и
продажных цен
полуфабрикаты собственного производства

Тема 2.3.
Документирование
операций

Товарооборот предприятий питания, его виды и методы расчета
План-меню, его назначение, виды, порядок составления
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий и Сборник рецептур мучных кондитерских
и булочных изделий как основные нормативные документы для определения потребности в
сырье и расхода сырья, выхода готовых блюд, мучных и кондитерских изделий.
Тематика практических занятий
Практическое занятие 3. Составление плана – меню.
Практическое занятие 4. Работа со Сборником рецептур: - расчет требуемого количества
сырья, продуктов для приготовления продукции собственного производства
Практическое занятие 5. Калькуляция розничных цен на блюда и полуфабрикаты.
Практическое занятие 6. Калькуляция розничных цен на мучные и кондитерские изделия.
Практическое занятие 7. Оформление калькуляционных карточек.
Практическое занятие 8. Калькулирование свободных розничных цен на холодные закуски,
бульоны, первые блюда
Практическое занятие 9. Калькулирование свободных розничных цен на соусы, вторые
блюда, гарниры.
Самостоятельная работа
Решение задач на расчёт необходимого количества продуктов при приготовлении блюд.
Решение задач на взаимозаменяемость продуктов при приготовлении блюд.
Решение задач на калькулирование готовой продукции (коктейлей).
Составление калькуляционной карточки.
Содержание учебного материала
Бухгалтерские документы: основные и дополнительные реквизиты, классификация,
правила составления и хранения, требования к оформлению. Способы исправления
7

26
2
2

2
2

12
2
2
1
1
2
2
2

3

2/2
2

ОК 01ОК
05,
ОК 07,
ОК 09 ОК 11
ПК 6.4,
ПК 6.5

Тема 2.4.
Инвентаризация

Тема3.1.Учётсырья,
товаров и тары в
кладовых

Тема 3.2. Учёт
товарных потерь

Тема 3.3. Учёт
продуктов в
производстве и
реализации готовой
продукции

ошибок. Документооборот, его этапы и организация.
Тематика практических работ
2
Практическое занятие 10. Составление товарной накладной и акта закупки ТМЦ в
2
программе 1С: Бухгалтерия.
Самостоятельная работа
2
Составление и анализ схемы «Классификация бухгалтерских документов».
Составление меню и плана-меню.
Содержание учебного материала
2
Понятие, значение, виды инвентаризации. Порядок проведения. Определение результатов и
2
отражение их в учёте.
Тематика практических занятий
2
Практическое занятие 11. Составление документов по результатам инвентаризации.
2
Раздел 3. Особенности учёта операций общественного питания
25/22
Содержание учебного материала
2/2
Организация учёта и документирование движения товарных операций с применением
2
1С:Бухгалтерия. Виды материальной ответственности. Методы учёта продуктов в
кладовых и бухгалтерии. Отчётность МОЛ. Инвентаризация продуктов и тары в кладовой.
Тематика практических занятий
2
Практическое занятие 12. Составление товарного и тарного отчётов.
2
Самостоятельная работа
1
Оформление договора об индивидуальной материальной ответственности.
Решение задач на списание продуктов в учёте разными методами
Содержание учебного материала
2
Понятие, виды и учёт потерь, их взаимозачёт. Учёт товарных потерь вследствие
2
естественной убыли, боя, лома и порчи.
Товарные потери при транспортировке, хранении и реализации. Нормы естественной убыли
на складах.
Самостоятельная работа
2
Решение задач на определение норм естественной убыли учёт товарных потерь.
Содержание учебного материала
2/3
Учёт сырья в производстве. Документальное оформление отпуска продукции. Отчётность.
2
Учёт продажи. Расчёт наценки.
Тематика практических занятий
3
Практическое занятие 13. Составление требования в кладовую, Дневного заборного листа и
3
8

ОК 01ОК05,
ОК 07,
ОК 09 ОК 11
ПК 6.4,
ПК 6.5

акта о реализации отпуске изделий кухни в программе1С:Бухгалтерия.
Самостоятельная работа
Составление отчёта о движении продуктов и тары на кухне.
Решение задач на определение розничного товарооборота.
Тема3.4.Учёт
Содержание учебного материала
операций в буфетах,
Документальное оформление движения товаров, готовой продукции производства, тары,
магазинах кулинарии сдачи выручки. Оформление передачи товаров и тары при смене материальнои мелкорозничной сети ответственных лиц. Товарные отчёты. Особенности ревизии товаров и тары.
Тема 3.5. Учёт
Содержание учебного материала
денежных средств
Порядок ведения, оформления и учёта кассовых операций. Отчётность кассира. Ревизия
кассы. Учёт операций на расчётном счёте.
Тематика практических занятий
Практическая работа 14. Оформление кассовых документов (в том числе в программе
1С: Бухгалтерия).
Тема3.6.Учёт текущих Содержание учебного материала
обязательств и расчётов Учёт расчётов с подотчётными лицами, поставщиками, покупателями, по претензиям,
кредитам и займам.
Тематика практических занятий
Практическое занятие 15. Решение задач на формирование бухгалтерских проводок по
учёту текущих обязательств.
Практическое занятие 16. Заполнение авансового отчёта в программе 1С: Бухгалтерия.
Самостоятельная работа
Составление счёта-фактуры.
Решение задач на отражение в учёте операций расчётов.
Тема3.7.Учёт
Содержание учебного материала
расчётов по оплате
Формы и системы оплаты труда. Документальное оформление. Расчёт и учёт основной,
труда
дополнительной зарплаты. Учёт удержаний из зарплаты. Расчёт отпуска и пособий по
временной нетрудоспособности.
Тематика практических занятий
Практическое занятие 17.Решение задач на расчёт и учёт заработной платы, отпускных,
больничных.
Тема3.8.Учёт в
Содержание учебного материала
необоротных активов и Понятие, состав, оценка, документальное оформление и учёт ОСиНМА. Амортизация ОС,
материальных
НМА, её расчёт в программе 1С: Бухгалтерия. Учёт материально-производственных
9

2

2
2
2/2
2
2
2
2/3
2
3
3

2
2/3
2

3
3
2/2
2

ценностей

запасов.
Тематика практических занятий
Практическое занятие 18.Решение задач на формирование проводок по учёту основных
средств, не материальных активов, материальных ценностей.
Тема 3.9. Учёт издержек Содержание учебного материала
обращения
Задачи учёта расходов на продажу. Учёт издержек обращения на остаток товаров.
Тема 3.10. Учёт
Содержание учебного материала
финансовых
Состав доходов и расходов организаций и порядок их списания на финансовый результат.
результатов и
Расчёты по налогу на прибыль.
распределение прибыли Учёт использования прибыли. Списание убытков.
Тема
3.11.
Содержание учебного материала
Учётная
Понятие, структура, содержание учётной политики. Классификация учётных регистров.
политика,
Формы учёта: понятие, виды, характеристика. Особенности автоматизированной формы
регистры
и
учёта.
формы учёта
Тематика практических занятий
Практическое занятие 19. Решение задачи на анализ организационных и технических
аспектов учётной политики организации.
Практическое занятие 20. Составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и
аналитического учёта в программе 1С:Бухгалтерия.
Тема
3.12.
Содержание учебного материала
Бухгалтерская
Бухгалтерская отчётность: понятие, виды, требования, состав, порядок составления, сроки
отчётность
представления.
Тематика практических занятий
Практическое занятие 21. Составлениеотчётаорезультатахфинансовохозяйственнойдеятельностивпрограмме1С:Бухгалтерия.
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет

10

2
2
2
2
2
2

3/3
3

3
3

2/2
2
2
2
2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия
- технические средства обучения (компьютер, видеопроектор)
Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено
следующее специальное помещение: кабинет «Основы бухгалтерского учета и
калькуляции», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий
««Основы бухгалтерского учета и калькуляции»; сборники задач по дисциплине
««Основы бухгалтерского учета и калькуляции», а также техническими средствами
обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Гражданский кодекс РФ. Части 1, 2.
2. Налоговый кодекс РФ. Часть 2.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.
4. Положения по бухгалтерскому учету:
- ПБУ 1/08 «Учетная политика организации».
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
- ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
- ПБУ 9/99 «Доходы организаций».
- ПБУ 10/99 «Расходы организаций».
- ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов».
5. Петров, А.М. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании:
Учебное пособие / А.М. Петров. - М., 2018.
6. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / под ред. проф. И. М. Дмитриевой. – М.:
ЭКСМО, 2017.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. www.garant.ru Гарант.
2. www.consultant.ru Консультант.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Бухгалтерский учет: учеб. пособие для вузов. Под ред. И. М. Дмириевой. – М.:
Юрайт, 2017.
2. Ларионов А. Д., Карзаева Н. Н., Нечитайло А. И. Бухгалтерская финансовая
отчетность: учеб. пособие. – М.: «Издательство Проспект», 2016.
3. Медведев А. И. Хозяйственные договоры и сделки: бухгалтерский и
налоговый учет. – М.: ИНФА-М, 2018.

11

4. Никандрова Л. К. Бухгалтерский учет в торговле и общественном
питании. –
М.: РИОР, 2017.
5. Сахон А. П., Сафронова Э. Ф., Невольникова Г. И. Бухгалтерский
учет в предприятиях торговли и общественного питания. – М.: Деловая
литература, 2016.
6. Стерлядова Н. П., Шатер В. В., Крылосова Л. И. Практикум по
бухгалтерскому учету в торговле и общественном питании. – М.: Деловая
литература, 2016.

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
Рациональная оценка за
Текущий
- основы бухгалтерского учета;
работу с
контроль
- особенности организации бухгалтерского инструментами, за
Педагогический
учета в общественном питании;
подбор и составление
контроль в форме
- ценообразование
в общественном цветовой гаммы для
оценки выполнения
питании;
украшения
практических
- оценка и учет сырья, товаров и тары в кондитерских изделий
заданий.
кладовых;
Ответы на вопросы на
- учет производства и реализации (отпуска) знание и понимание
готовой продукции;
Соответствие
критериям оценки.
Умения:
- применять основ бухгалтерского учета для
ведения
деятельности
предприятия
общественного питания;
отражать
операции
предприятия
общественного
питания
на
счетах
бухгалтерского учета;
производить
калькуляцию
в
общественном питании;
- оформлять документально движение
сырья, товаров и тары в кладовых;
- оформлять документально производство и
реализацию (отпуска) готовой продукции;
- оформлять документально реализацию
готовой продукции и товаров в буфетах,
магазинах кулинарии и мелкорозничной
сети;

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».