ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОЛУЧСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.06 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(наименование учебной дисциплины)
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
(код, наименование специальность)
2024 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
стр. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.12
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.06 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «05.06 Правовые основы в профессиональной деятельности» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-07, 09, 10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
ОК
ПК 6.1-6.4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
Умения
Знания
использовать
необходимые
нормативноправовые
документы;
защищать свои
права в
соответствии с
гражданским,
гражданскопроцессуальным и
трудовым
законодательством;
ализировать и
оценивать
результаты и
последствия
деятельности
(бездействия) с
правовой точки
зрения
основные положения Конституции Российской
Федерации, Трудового Кодекса;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их
реализации;
понятие правового регулирования в сфере
профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные
документы, регулирующие правоотношения в процессе
профессиональной деятельности;
организационно-правовые формы юридических лиц;
правовое положение субъектов предпринимательской
деятельности;
права и обязанности работников в сфере
профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания
его прекращения;
роль государственного регулирования в обеспечении
занятости населения;
право социальной защиты граждан
понятие дисциплинарной и материальной
ответственности работника;
виды административных правонарушений и
административной ответственности;
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок
разрешения споров
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в часах
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
56
В т.ч. в форме практичекой подготовки
14
в том числе:
теоретическое обучение
40
практические занятия
14
Самостоятельная работа 10
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
5
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
Раздел 1
Тема 1.1
Основные положения
Конституции РФ
Тема 1.2
Права и свободы человека и
гражданина, механизм их
реализации
Раздел 2
Тема 2.1
Правовое регулирование
хозяйственных отношений
Объем в
часах
2
Основные положения Конституции РФ
Содержание учебного материала
Основной закон – Конституция РФ. Основные положения
Конституции РФ. Конституционные формы осуществления
народовластия
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные
вопросы; изучение нормативных материалов.
Содержание учебного материала
Понятие и содержание правового статуса человека и гражданина
Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина
Право социальной защиты граждан
3
9
5
5
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные
вопросы; изучение нормативных материалов
Основы гражданского права
Содержание учебного материала
Предмет, принципы и источники российского гражданского права
Хозяйственная деятельность: понятие, виды, формы, ее связь с
предпринимательской деятельностью. Особенности правового
регулирования хозяйственной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные
вопросы; изучение нормативных материалов
1
6
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК 01-07, ОК 09, 10
2
4
1
2
1
11/4
4
2
2
1
ОК 01-07, ОК 09, 10
ОК 01-07, ОК 09, 10
Тема 2.2
Классификация и
организационно-правовые
формы юридических лиц
Содержание учебного материала
Классификация субъектов предпринимательской деятельности
Коммерческие и некоммерческие организации как юридические
лица
Организационно-правовые формы торговых и сбытовых
организаций различных форм собственности, регламентация их
деятельности
Тематика практических занятий
Решение ситуационных задач «Определение организационноправовых форм и видов коммерческих и некоммерческих
организаций и особенности правового регулирования их
деятельности».
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над учебным материалом, ответы на контрольные
вопросы; изучение нормативных материалов. Подготовка
сообщений по теме «Производственный травматизм», «Виды
профессиональных заболеваний в системе общественного
питания»
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Субъекты предпринимательской Субъекты предпринимательской деятельности: граждане
деятельности, их правовое
(физические лица) – индивидуальные предприниматели,
положение
юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования
Государственная регистрация и учредительные документы
юридического лица, его органы. Представительства и филиалы,
ответственность, реорганизация, ликвидация юридического лица,
его несостоятельность (банкротство).
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные
вопросы; изучение нормативных материалов
Раздел 3
Основы трудового права
Тема 3.1
Содержание учебного материала
7
4/4
1
1
ОК 01-07, ОК 09, 10
2
4
4
1
3
2
ОК 01-07, ОК 09, 10
1
1
10/7
4/4
ОК 01-07, ОК 09, 10
Правовое регулирование
трудовых отношений
Тема 3.2
Материальная ответственность
сторон трудового договора
Тема 3.3
Защита трудовых прав
работников
Трудовые отношения: понятие, основания возникновения
.Законодательные акты и другие нормативные документы,
регламентирующие трудовые отношения
Заключение коллективных трудовых договоров, соглашений
Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, сроки, форма.
основания прекращения трудового договора
Роль выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов,
связанных с расторжением трудового договора по инициативе
работника
Тематика практических занятий
Решение ситуационных задач «Ознакомление с порядком
заключения трудового договора, перевода на другую работу,
увольнения с работы»
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные
вопросы; изучение нормативных материалов
Содержание учебного материала
Материальная ответственность работодателя перед работником
Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный
работодателю: понятие, условия наступления, виды.
Тематика практических занятий
Решение ситуационных задач «Определение материальной
ответственности работодателей и работников»
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные
вопросы; изучение нормативных материалов
Содержание учебного материала
Способы защиты трудовых прав работника. Трудовые споры:
понятие, виды, причины возникновения
Роль государственного регулирования в обеспечении занятости
населения
8
1
1
1
1
4
4
1
4/3
2
2
ОК 01-07, ОК 09, 10
3
3
1
2
1
1
ОК 01-07, ОК 09, 10
Раздел 4.
Тема 4.1.
Законодательство об
административных
правонарушениях, его задачи и
принципы
Тема 4.2.
Административные
правонарушения и
административная
ответственность
Тема 4.3.
Административные наказания
Раздел 5.
Тема 5.1.
Правовая охрана хозяйственных
прав
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные
вопросы; изучение нормативных материалов
Административные правонарушения и административная
ответственность
Содержание учебного материала
Основные понятия: административные правонарушения и
административная ответственность. Формы вины
Административная ответственность разных субъектов
(должностных, юридических лиц, иностранных граждан и др.).
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные
вопросы; изучение нормативных материалов
Содержание учебного материала
Административные правонарушения, посягающие на права
граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения и в области предпринимательской
деятельности
Тематика практических занятий
Решение ситуационных задач «Определение вида
административных правонарушений ответственности виновных»
Самостоятельная работа обучающихся
работа над учебным материалом, ответы на контрольные
вопросы; изучение нормативных материалов
Содержание учебного материала
Административные наказания: понятие, цели, виды. Основные и
дополнительные административные наказания, их краткая
характеристика
Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
Конституционные гарантии предпринимательской деятельности,
защита хозяйственных прав
9
1
6/3
2
1
ОК 01-07, ОК 09, 10
1
1
2
2
ОК 01-07, ОК 09, 10
3
3
1
2
2
4
2
2
ОК 01-07, ОК 09, 10
ОК 01-07, ОК 09, 10
Тема 5.2.
Судебный порядок разрешения
споров
Промежуточная аттестация
Всего:
Содержание учебного материала
Понятие арбитражного процесса и арбитражного суда.
Третейские суды в РФ
2
2
2
56
10
ОК 01-07, ОК 09, 10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Правовые основы профессиональной деятельности», оснащенный
оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, таблицы, раздаточный
материал).
.Технические средства обучения:
• компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура,
манипулятор
«мышь») или ноутбуки (моноблоки),
• мультимедиапроектор (интерактивная доска);
• мультимедийные и интерактивные обучающие материалы;
• локальная сеть с выходом в Интернет,
• комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в
комплекте с проектором или мультимедийный проектор с экраном)
• программное обеспечение,
• иное необходимое оборудование.
Оснащение выполняется в соответствии с п. 6.2.1 Примерной программы по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Зуева, В. А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник
для спо / В. А. Зуева. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-59964. — Текс
т : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/156398 (дата обращения: 14.12.2020). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: ЭУМК: учебник для
сред. проф.образования / В.В. Румынина. – Москва: Академия, 2021.
3.2.32. Дополнительные источники
1. Волков, А. М. Правовые основы профессиональной деятельности : учебник для
среднего профессионального образования / А. М. Волков. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 274 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494613 (дата
обращения: 29.01.2022).
2. Основы права : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. А. Вологдин [и др.] ; под общей редакцией А. А. Вологдина. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 372 с. — (Профессиональное
образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знание:
основные
положения
Конституции
Российской
Федерации, Трудового Кодекса;
права и свободы человека и
гражданина,
механизмы
их
реализации;
понятие
правового
регулирования
в
сфере
профессиональной
деятельности;
законодательные акты и другие
нормативные
документы,
регулирующие правоотношения
в процессе профессиональной
деятельности;
организационно-правовые
формы юридических лиц;
правовое положение субъектов
предпринимательской
деятельности; права и
обязанности работников в сфере
профессиональной
деятельности;
порядок заключения трудового
договора и основания его
прекращения;
роль государственного
регулирования в обеспечении
занятости населения; право
социальной защиты граждан
понятие дисциплинарной и
материальной ответственности
работника;
виды административных
правонарушений и
административной
ответственности;
нормы защиты нарушенных прав
и судебный порядок разрешения
споров.
Умения:
использовать необходимые
нормативно-правовые
документы; защищать свои
права в соответствии с
гражданским, гражданско-
Критерии оценки
Правильность,
полнота
выполнения
заданий, , точность
расчетов,
соответствие
требованиям
безопасности
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки,
самооценки
выполнения
Соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов
Рациональность
действий
Методы оценки
- активность поведения
на занятиях в группах;
- точность формулировок
ответов и выступлений по
теме занятия;
- дифференцированный
зачет
Правильность,
полнота
выполнения
заданий, точность
расчетов,
соответствие
- активность поведения
12
на занятиях в группах;
- точность формулировок
ответов и выступлений по
теме занятия;
- дифференцированный
процессуальным и трудовым
законодательством;
анализировать и оценивать
результаты и последствия
деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения
требованиям
безопасности
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки,
самооценки
выполнения
Соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов
Рациональность
действий
13
зачет