ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ (наименование учебной дисциплины) 43.01.09 Повар, кондитер (код, наименование профессии) 2023 Рассмотрено и согласована методической комиссией по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Протокол №______ от «_____»__________20____ г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Председатель методической комиссии __________ Ю.С. Круподер Заместитель директора по УПР __________ Л. Н. Иванченко Составитель: Фоменко Наталья Валентиновна, преподаватель философии ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучского колледжа промышленности и сервиса» Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ3 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ5 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ10 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ12 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 1.1. Область применения примерной программы Учебная дисциплина «ОГСЭ 01. Основы философии» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, 03, 05, 06, 09. 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Умения Знания ПК, ОК ОК 02 ОК 03 ОК 05 ОК 06 ОК 09 Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей. основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности 1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Всего 50 часов, в том числе: максимально учебной нагрузки обучающихся – 50 часов, включая: обязательной аудиторной нагрузки обучающихся - 50 часов. 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимися видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями в соответствии с ФГОС СПО РФ по профессии. Код ОК ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. Наименование общих компетенций Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 5 3. СТРУКТУРАИ СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Тематический план учебной дисциплины ОГСЕ.01.Основыфилософии 0 1 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Наименован ие тем Всего часов 2 3 Объемвремени,отведенныйнаосвоение учебной дисциплины Обязательнаяаудиторнаяучебная Самостоятельная нагрузка обучающихся работаобучающихся Всего, в т.ч. в т.ч. Всего, в т.ч. часов лабораторные курсовая часов курсоваяработа (проект), часов работыи работа практические (проект), занятия,часов часов 4 5 6 7 8 Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии 3 3 2 Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия Тема 1.3 Философия Возрождения и Нового времени 4 4 2 4 4 5 Тема 1.4 Современная философия 5 5 2 Тема 2.1 Методы философии и ее внутреннее строение 4 4 Тема 2.2 Учение о бытии и теория познания 6 6 6 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Тема 2.3 Этика и социальная философия 13 13 Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение 9 9 1 2 50 2 50 12 Промежуточнаяаттестация:дифференцированныйзачет. Всегочасов: 3.2. Содержаниеобученияпоучебнойдисциплине Наименование тем учебной дисциплины 1 Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия Содержаниеучебногоматериала,лабораторныеработыипрактическиезанятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 2 Раздел I. Предмет философии и её история. Содержание учебного материала 1. Становление философии из мифологии. 2. Предмет и определение философии. 3. Характерные черты философии: понятийность, логичность, рефлективность. Содержание учебного материала 1. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). 2. Становление философии в Древней Греции. 3. Сократ. Платон. Аристотель. 4. Философия Древнего Рима. 5. Средневековая философия: патристика и схоластика Самостоятельная работа обучающихся Объем часов 3 3 4 2 7 1. Героические эпосы Гомера и Гесиода, родоначальники древнегреческой философии Основные направления философии эллинизма Тема 1.3 Содержание учебного материала Философия Возрождения 1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения и Нового времени 2. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. 3. Немецкая классическая философия. 4. Философия позитивизма и эволюционизма. Самостоятельная работа обучающихся Патристика. Апологетика. Гносеология Ф.Бэкона Тема 1.4 Содержание учебного материала Современная философия 1. Основные направления философии ХХ века 2. Неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. 3. Философия бессознательного. 4. Особенности русской философии. 5. Русская идея. Самостоятельная работа обучающихся Иррационалистические школы 20 века. Герменевтика Ф.Шлейермахера, Х.Гадамера. Славянские предания и мифы Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С Хомяков, И. В Киреевский, К.С Аксаков) и западниками (П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, В.Г. Белинский). Философские воззрения великих русских писателей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Тема 2.1 Методы философии и ее Раздел 2. Структура и основные направления философии Содержание учебного материала 1. Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. 4 2 5 5 4 8 внутреннее строение 2. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). 3. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. 4. Строение философии и ее основные направления Самостоятельная работа обучающихся Тема 2.2 Содержание учебного материала Учение о бытии и теория 1. Онтология – учение о бытии. познания 2. Происхождение и устройство мира. 3. Современные онтологические представления. 4. Пространство, время. Причинность, целесообразность. 5. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. 6. Соотношение философской, религиозной и научной истин.Методология научного познания. Самостоятельная работа обучающихся Основные формы движения Многообразия бытия ценностей Тема 2.3 Этика и философия Содержание учебного материала социальная 1. Общезначимость этики. 2. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. 3. Религиозная этика 4. Свобода и ответственность. 5. Насилие и активное непротивление злу. 6. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 7. Влияние природы на общество. 8. Социальная структура общества. 9. Типы общества. - 6 2 13 9 10. Формы развитие общества., 11. Ненаправленная динамика, цикличное развитие. 12. Эволюционное развитие. 13. Философия и глобальные проблемы современности Самостоятельная работа обучающихся Тема 2.4 Содержание учебного материала Место философии в 1. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. духовной культуре и ее 2. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. значение 3. Структура философского творчества. 4. Типы философствования. 5. Философия и мировоззрение. 6. Философия и смысл жизни. 7. Философия как учение о целостной личности. 8. Роль философии в современном мире. 9. Будущее философии. Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет Всего 9 1 2 50 10 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЕ.01.Основы философии 4.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: рабочие места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; необходимая методическая и справочная литература Технические средства обучения: Телевизор или мультимедийный проектор с экраном. Мультимедийные презентации по тематике дисциплины. 4.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 4.2.1. Основные печатные издания 1. Гордашевская В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д. Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. 2. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. СПО. Москва: Академия, 2020. – 300 с. 3. Основы философии / Б.И. Липский и др. – Москва: Инфра-М, 2021. – 307 с. 4. Основы философии / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. – Москва: Форум, 2021. – 480 с.. 5. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е. Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-7450-9. 6. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 392 с. 4.2.2. Основные электронные издания 1. Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 480 с. — (Среднее профессиональное образование). ISBN 978-5-8199-0694-1. Текст : электронный. URL: https://znanium.com/catalog/product/1844376 (дата обращения: 29.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 2. Гласер М. А. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е. Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-9139-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187650 (дата обращения: 11 21.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3. Гордашевская В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д. Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169780 (дата обращения: 21.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4. Гордашевская, В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д. Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169780 (дата обращения: 03.06.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 5. Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10515-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471085 (дата обращения: 01.11.2021). 6. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469906 (дата обращения: 01.11.2021). 7. Светлов, В. А. Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 339 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407875-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474407 (дата обращения: 01.11.2021). 8. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 392 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00811-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489642 (дата обращения: 29.01.2022). 4.2.3. Дополнительные издания Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев. – Москва: РГ-Пресс, 2021. – 496 с. 12 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: 1. Основные категории и понятия философии; 2. Роль философии в жизни человека и общества; 3. Основы философского учения о бытии. 4.Сущность процесса познания. 5.Основы научной, философской и религиозной картин мира. 6. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. 7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий. Умения: Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. Критерии оценки -Грамотно и аргументированно использовать категориальный философский аппарат; -четко и правильно отвечать на вопросы по основным философским проблемам; -приводить примеры из собственной практики о проблемах, связанных расширением научнотехнической революции; -объяснять место научных философских знаний в современной жизни и профессии; -проводить анализ источников информации и составлять доклады и выступления -четко представлять структуру реферата, эссе, выступления по основным вопросам философии -Доходчиво, убедительно, грамотно разъяснять, доказывать свою позицию по общим философским проблемам; -аргументированно цитировать классиков разных философских школ; -демонстрировать способность сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор Методы оценки - устный опрос; - аналитическая работа с оригинальными текстами; - домашняя работатворческого и проблемного характера; - Написание рефератов - Тестирование - Написание философского эссе -устный опрос; -контроль представления выполнения домашних заданий проблемного и творческого характера (эссе и выступлений); - тестирование; -работа с философским словарем и оригинальными текстами; -оценка выступлений на семинарах; -защита реферативных работ; -дифференцированный зачет