ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕРВИСА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 07. Информационные технологии в профессиональной деятельности (наименование учебной дисциплины) 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (код, наименование профессии/специальности) 2023 Рассмотрено и согласована методической по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Протокол №______ от «_____»__________20____ г. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело Председатель методической комиссии _______________________ Круподер Юлия Сергеевна (подпись Ф.И.О.) 3aместитель директора по учебно-производственной работе ____________________Иванченко Людмила Николаевна (подпись Ф.И.О.) Составитель: Мартёхин Олег Викторович преподаватель общепрофессионального цикла ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучский колледж промышленности и сервиса» Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___/20____ учебный год Протокол № ___ заседания МК от «____» ____________20 ____ г. Председатель МК ________________________ СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Область применения учебной программы Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначенадля изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)по профессии 43.02.15 Поварское и кондитерское дело 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: дисциплина входит в цикл общепрофессиональных базовых учебных дисциплин. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Программа ориентирована на достижение следующих целей: • формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; • формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; • формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин; • развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; • приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности; • приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации; • владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций. Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: • - чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий; • - осознание своего места в информационном обществе; • - готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; • - умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; • - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов; • - умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту; • - готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций; метапредметных: • - умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации; • - использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; • - использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов; • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; • - умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах; • - умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; • - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; предметных: • - сформированность представлений о роли информационных технологий и информационных процессов в окружающем мире; • - использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере; • владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; • - сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; • - сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; • - применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет — 117 часов, из них: обязательной аудиторной нагрузки обучающихся – 45 часов и лабораторнопрактические занятия — 72 часа, 24 часа внеаудиторной самостоятельной работы. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторно-практические занятия Теоретические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа Итоговая аттестация в формедифференцированного зачета Объем часов 117 106 72 45 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 Информационные технологии в профессиональной деятельности Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 курс Тема 1 Содержание учебного материала Информационные системы и 1 Техника безопасности в компьютерном классе. применение компьютерной 2 Основные понятия и определения. техники в профессиональной 3 Классификация информационных систем деятельности 4 Классификация персональных компьютеров Тема 2 Содержание учебного материала Технические средства 1 Конфигурация персонального компьютера. информационных технологий 2 Состав типового компьютера 3 Устройства ввода информации 4 Устройства вывода информации Тема 3 Содержание учебного материала Программное обеспечение 1 Базовое программное обеспечение (ОС, сервисное ПО, программы информационных технологий технического обслуживания) 2 Базовое программное обеспечение (инструментальное ПО. Прикладное программное обеспечение) Тема 4 Содержание учебного материала Обработка текстовой информации 1 Операционные системы семейства WINDOWS. Обработка текстовой информации. Практические занятия 1 «MSWORD. Создание и сохранение документа». 2 «MSWORD. Форматирование документа». 3 «MSWORD. Параметры страницы». 4 «MSWORD. Верхние колонтитулы». 5 «MSWORD. Нижние колонтитулы». 6 «MSWORD. Математические формулы». 7 «MSWORD. Шаблоны». 8 «MSWORD. Работа с многостраничными документами». Объем часов 4 4 2 1 23 Тема 5 Обработка числовой информации. Тема 6 Технология использования систем управления базами данных 9 «MSWORD. Вставка графических объектов рисунки». 10 «MSWORD. Вставка графических объектов символы». 11 «MSWORD. Вставка графических объектов картинки». 12 «MSWORD. Вставка графических объектов автофигуры». 13 «MSWORD. Вставка графических объектов -объекты WORDART». 14 «MSWORD. Вставка графических объектов таблиц». 15 «MSWORD. Вставка графических объектов графиков». 16 «MSWORD. Вставка графических объектов диаграмм». 17 «MSWORD. Колонки». 18 «MSWORD. Буквица.». 19 «MSWORD. Ссылки и сноски.». 20 «MSWORD. Списки». 21 «MSWORD. Надписи в тексте». 22 «MSWORD. Стили». 23 «MSWORD. Вставка даты». Содержание учебного материала 1 Организация, структура электронных таблиц.MSExcel. Ввод данных. Оформление таблицы. 2 Вычислительные возможности Excel. Построение графиков и диаграмм. Практические занятия 1 «Создание, оформление электронных таблиц MSExcel». 2 «Создание, оформление электронных таблиц MS Excel». 3 «Решение расчётных задач в MSExcel». 4 «Решение расчётных задач в MS Excel». 5 «Обработка данных таблиц MSExcel». 6 «Обработка данных таблиц MS Excel». 7 «Построение графиков и диаграмм с использованием таблиц MSExcel». 8 «Построение графиков и диаграмм с использованием таблиц MS Excel». Содержание учебного материала 1 Организация системы управления БД и обобщенная технология работы с БД. 2 СУБД MS ACCESS. 2 8 2 Тема 7 Системы оптического распознавания информации Тема 8 Система машинного перевода Тема 9 Обработка графической информации Практические занятия 1 «Создание и заполнение БД в СУБД MSACCESS» 2 «Создание и заполнение БД в СУБД MS ACCESS» 3 «Работа с данными при помощи запросов.». 4 «Создание отчетов в БД при помощи СУБД MS ACCESS». Содержание учебного материала 1 Технология распознавания. Возможности программы FineReader. Практические занятия 1 «Организация работы в FineReader.». 2 «Работа в FineReader. Сканирование изображения». 3 «Работа в Fine Reader. Распознавание текста». 4 «Работа в Fine Reader. Проверка правописания». 5 «Работа в Fine Reader. Сохранение результатов работы». Содержание учебного материала 1 История электронного перевода. Средства автоматизации перевода. Практические занятия 1 Выполнение заданий по переводу документации с использованием средств машинного перевода. 2 Выполнение заданий по переводу документации с использованием средств машинного перевода. Контрольные работы 1 Обобщающее занятие по изученному материалу. 3 курс Содержание учебного материала 1 Современные способы организации презентаций. Приложение MSPOWERPOINT. Назначение мультимедийных технологий. 2 Создание видеороликов. Программный пакет AdobePhotoshop Практические занятия 1 «Создание презентаций в MSPOWERPOINT. Вставка рисунков» 2 «Создание презентаций в MSPOWERPOINT. Вставка, фигур» 3 «Создание презентаций в MSPOWERPOINT. Вставкагиперссылок» 4 «Создание презентаций в MSPOWERPOINT. Форматирование рисунков» 4 1 5 1 2 2 2 13 Тема 10 Бухгалтерские системы учёта Тема 11 Компьютерные справочные правовые системы 5 «Создание презентаций в MSPOWERPOINT. Форматирование фигур» 6 «Создание презентаций в MSPOWERPOINT. Шаблоны» 7 «Создание презентаций в MSPOWERPOINT. Вставка звука» 8 «Создание презентаций в MSPOWERPOINT. Вставка видео.» 9 «Создание презентаций в MSPOWERPOINT. Настройка анимации и показа» 10 «Создание компьютерной мультимедийной презентации» 11 «Создание компьютерной мультимедийной видеоролика.» 12 «Работа в AdobePhotoshop» 13 «Работа в Adobe Photoshop» Самостоятельная работа обучающихся 1 «Создание рекламного ролика или презентации своей будущей компании» Содержание учебного материала 1 История развития, возможности и классификация бухгалтерского программного обеспечения 2 История развития, возможности и классификация бухгалтерского программного обеспечения 3 Российские программы бух.учёта. «1С: Бухгалтерия» 4 Российские программы бух.учёта. «1С: Бухгалтерия» Практические занятия 1 «Основы работы в «1С: Бухгалтерия». Работа с документами.» 2 «Основы работы в «1С: Бухгалтерия». Операции, проводки, отчёты.» Самостоятельная работа обучающихся 1 Практическое задание «Работа с документами в 1С: Бухгалтерии» Содержание учебного материала 1 Обзор компьютерных СПС. Особенности российских СПС. 2 СПС «Консультант Плюс», «Гарант» 3 СПС «Кодекс», «Референт». 4 Специализированные отраслевые справочные системы. Практические занятия 1 «Организация поиска документов в СПС «Консультант Плюс». 2 «Организация поиска документов в СПС «Консультант Плюс». 3 «Организация поиска документов в СПС «Гарант» 12 4 2 12 4 4 Тема 12. Компьютерные сети. Глобальная сеть Интернет. Тема 13. Основы информационной и компьютерной безопасности. 4 «Организация поиска документов в СПС «Гарант» Содержание учебного материала 1 Понятие компьютерной сети, ее компоненты. 2 Типы компьютерных сетей. Среда передачи данных. 3 Классификация компьютерных сетей. 4 Эталонная модель OSI. 5 История создания Интернета. Современная структура сети 6 Интернет. Поисковые системы. 7 Коллективная деятельность в сетях. 8 Электронное правительство. Практические занятия 1 «Поисковые системы. Поиск информации на государственных информационных порталах». 2 Электронное правительство 3 «Организация коллективной работы в сети Интернет» 4 Электронная почта 5 Чат 6 «Организация коллективной работы в сети Интернет. Видео-конференции» 7 «Организация коллективной работы в сети Интернет. Диктант» 8 «Организация коллективной работы в сети Интернет. Тестирование» Содержание учебного материала 1 Безопасность в информационной среде. 2 Классификация средств защиты. 3 Программно-технический уровень защиты. 4 Защита данных. 5 Криптография. 6 Организация безопасной работы с компьютерной техникой. 7 Защита от компьютерных вирусов. 8 Антивирусное программное обеспечение. Практические занятия 1 «Защита информации, антивирусная защита.». 2 Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. 8 8 8 3 Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности Промежуточная аттестация 1 Дифференцированный зачет Итого 3 1 117 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предусматривает наличие в профессиональной образовательной организации учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» входят: - многофункциональный комплекс преподавателя; - технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CDROM (DVDROM); - рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); - периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, проектор и экран); - компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; - печатные и экранно-звуковые средства обучения; - расходные материалы: бумага, копировальный аппарат, диск для записи (CD-R или CD-RW); - учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; - вспомогательное оборудование; - комплект технической документации, инструкции по технике безопасности; - библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят: - учебники, - учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования; - научная и научно-популярная литература и др. 3.2. Литература Основные источники: 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. — 8-е изд., стер. — Москва. : Издательский центр «Акакдемия», 2015. — 287 с. 2. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для студ. сред. проф. образования/ Е.В. Михеева - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. - 256 с Дополнительные источники: 1. Информационные те6хнологии в профессиональной деятельности / Е.В. Филимонова – Ростов на Дону, 2015. – 315 с. 2. Информатика базовый курс: Учебник / под ред. С.В. Симоновича. - СПБ : Питер, 2015. - 285 с.: 3. Компьютерный практикум по курсу «Информатика» : учеб. пособие / В.Т. Безручко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 368 с. 4. Оператор ЭВМ, практические работы / И.В. Струмпэ - Москва : Издательский центр «Академия», 2014 5. Михеева Е.В. Практикум по информатике. - ОИЦ «Академия».: 2010. 6. Сборник лабораторных работ по дисциплине «Информатика», часть 1: Методические указания / Алексеев А.П. - Москва :СОЛОН-Пр., 2016. - 262 с. 7. Сборник лабораторных работ по дисциплине «Информатика», часть 2.: Учебное пособие. Учебное пособие по дисциплине «Информатика», для студентов первого курса специальностей 10.03.01 и 10.05.02 / Алексеев А.П. - Москва :СОЛОН-Пр., 2017. Интернет-ресурсы: 1. http://gigasize.ruMSOffice 2010 Электронный видеоучебник. 2. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). 3. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). 4. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»). 5. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям). 6. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании). 7. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 8. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»). 9. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»). 10. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации). 11. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). 12. www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). 13. www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика») 14. Федотов Н.Н. Защита информации Учебный курс HTML-версия (http://www.college.ru/UDP/texts). 15. Каталог сайтов - Мир информатики http://jgk.ucoz.ru/dir/. 16. http://www.metod-kopilka.ru/page-2-1-6-10. 17. www.edu.ru/fasi Российское Образование. Федеральный портал. 18. Справочная информационно-правовая система «Консультант Плюс» 19. Справочная информационно-правовая система «Гарант» 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) результатов обучения 1 2 Умения: оценивать достоверность информации, Текущий контроль: сопоставляя различные источники; тестирование; распознавать информационные процессы в устный опрос; различных системах; составление конспекта; использовать готовые информационные практическая работа модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной Промежуточный контроль: задачей; контрольные работы; иллюстрировать учебные работы с составление конспекта использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной Итоговый контроль: структуры, в том числе гипертекстовые; проектная деятельность; зачет просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. Знания: различные подходы к определению понятия «информация»; методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации; назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем.