ОД.05 История

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Краснолучский колледж промышленности и сервиса»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
______________ОД.05 История_______________
(наименование учебной дисциплины)
__________43.01.09 Повар, кондитер____________
(код, наименование профессии/специальности)

2023

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
12
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
29
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
37

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «История» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии/специальности.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью общего исторического образования является формирование у
обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли
России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития
российского государства и общества, а также современного образа России
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК

дисциплины

в

4

Код и наименование
формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие
ОК 01. Выбирать способы В части трудового воспитания:
решения
задач
готовность
к
труду,
осознание
профессиональной
ценности мастерства, трудолюбие;
деятельности применительно готовность к
активной
к различным контекстам
деятельности технологической
и
социальной
направленности,
способность инициировать, планировать и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак
или основания для сравнения, классификации
и обобщения;
определять цели деятельности, задавать

Дисциплинарные1
-уметь критически анализировать для решения познавательной
задачи аутентичные исторические источники разных типов
(письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории
России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их
полноту и достоверность, соотносить с историческим
периодом; выявлять общее и различия; привлекать
контекстную информацию при работе с историческими
источниками;
-владеть комплексом хронологических умений, умение
устанавливать причинно-следственные, пространственные
связи исторических событий, явлений, процессов с
древнейших времен до настоящего времени;
-уметь анализировать, характеризовать и сравнивать
исторические события, явления, процессы с древнейших
времен до настоящего времени

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 12.08.2022г. № 732 для базового уровня изучения,
для углубленного уровня изучения
1

5

параметры и критерии их достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками разрешения проблем;
выявлять причинно-следственные связи
и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить
аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
уметь
переносить
знания
в
познавательную и практическую области
жизнедеятельности; - уметь интегрировать
знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность их
использования
в познавательной и социальной
практике.

6

ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными
учебными
познавательными
действиями: в) работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;

уметь
осуществлять
с
соблюдением
правил
информационной
безопасности
поиск
исторической
информации по истории России и зарубежных стран ХХ –
начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет,
средствах
массовой
информации
для
решения
познавательных задач; оценивать полноту и достоверность
информации с точки зрения ее соответствия исторической
действительности;
уметь объяснять критерии поиска исторических
источников и находить их; учитывать при работе специфику
современных источников социальной и личной информации;
объяснять значимость конкретных источников при изучении
событий и

7

- создавать тексты в различных форматах с процессов истории России и истории зарубежных стран;
учетом назначения информации и целевой приобретение
опыта осуществления учебноаудитории, выбирая оптимальную форму исследовательской деятельности
представления и визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий в
решении
когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых
и
этических
норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и
защиты
информации,
информационной
безопасности личности
ОК
04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команде

- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
координировать и выполнять работу в
условиях
реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое поведение в различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным Овладение
универсальными регулятивными действиями:
- принятие себя и других людей:

- приобретать опыт осуществления проектной деятельности в
форме участия в подготовке учебных проектов по новейшей
истории, в том числе – на региональном материале (с
использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.);
- приобретать опыт взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе ценностей современного российского общества:
идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур; уважения к
историческому наследию народов России

8

принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других
людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

В области эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убежденность в значимости для
личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями: а) общение:
осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты; - развернуто и логично излагать
свою точку зрения с использованием
языковых средств

уметь составлять описание (реконструкцию) в устной
и письменной форме исторических событий, явлений,
процессов истории родного края, истории России и
всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников,
образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху;
формулировать и обосновывать собственную точку зрения
(версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том
числе используя источники разных типов;
отстаивать историческую правду в ходе дискуссий и других
форм межличностного взаимодействия, а также при
разработке и представлении учебных проектов и исследований
по новейшей истории, аргументированно критиковать
фальсификации отечественной истории; рассказывать о
подвигах народа при защите Отечества, разоблачать
фальсификации отечественной истории

9

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе
духовнонравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и
национальнокультурных традиций,
формирование системы значимых ценностносмысловых установок, антикоррупционного
мировоззрения, правосознания,
экологической
культуры,
способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
-принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
готовность
вести
совместную
деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации
и
детско-юношеских организациях;
умение
взаимодействовать
с
социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность
к
гуманитарной
и

- понимать значимость России в мировых политических и
социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в.,
знание достижений страны и ее народа; умение
характеризовать
историческое
значение
Российской
революции, Гражданской войны, нэпа, индустриализации и
коллективизации в СССР, решающую роль Советского Союза
в победе над нацизмом, значение советских научнотехнологических успехов, освоения космоса; понимание
причин и следствий распада СССР, возрождения Российской
Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с
Россией, специальной военной операции на Украине и других
важнейших событий ХХ – начала
XXI в.; особенности развития культуры народов СССР
(России);
знать имена героев Первой мировой, Гражданской,
Великой Отечественной войн, исторических личностей,
внёсших значительный вклад в социально-экономическое,
политической и культурное развитие России в ХХ – начале
XXI в.;
-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических событий, явлений, процессов
истории родного края, истории России и всемирной истории
ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и
его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с
опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов;
уметь выявлять существенные черты исторических
событий,
явлений,
процессов;
систематизировать
историческую информацию в соответствии с заданными
критериями; сравнивать изученные исторические события,
явления, процессы;
уметь
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий,

10

волонтерской деятельности; патриотического
воспитания:
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма,
уважения
к своему народу,
чувства
ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
ценностное
отношение
к
государственным символам, историческому и
природному
наследию,
памятникам,
традициям народов России, достижениям
России
в
науке,
искусстве,
спорте,
технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной
траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности

явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить
события истории родного края и истории России в ХХ –
начале XXI в.; определять современников исторических
событий истории России и человечества в целом в ХХ –
начале XXI в.;
уметь анализировать текстовые, визуальные источники
исторической информации, в том числе исторические
карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ –
начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в
различных
источниках;
формализовать
историческую
информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
уметь защищать историческую правду, не допускать
умаления подвига народа при защите Отечества, готовность
давать отпор фальсификациям российской истории;
знать ключевые события, основные даты и этапы
истории России и мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной истории; важнейшие
достижения культуры, ценностные ориентиры;
понимать значимость роли России в мировых
политических и социально-экономических процессах с
древнейших времен до настоящего времени;
-уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую
культуру;
иметь сформированность представлений о предмете, научных
и социальных функциях исторического знания, методах
изучения исторических источников

11

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Базовый уровень
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание

136
136

в т. ч.:
теоретическое обучение

90

практические занятия

46

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт

12

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Группа № 5-23 – Повар, кондитер.
№ Количест Наименование разделов
п/п во часов
и тем
на тему

I

24

1.1

8

Количе
ство
часов
на
урок

Наименование темы урока

Номер
урока

Раздел 1. Россия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война
кризис Великой Российской революции (1914–1922)
1
Россия и мир в годы
Новейшая история как этап
Первой мировой войны
развития человечества. Мир в
начале ХХ в. Новейшая история:
понятие, хронологические рамки,
периодизация.
Развитие
индустриального общества.
1
Империализм и колонии. Блоки
великих держав: Тройственный
союз, Антанта.
1
Россия накануне Первой мировой
войны: проблемы внутреннего
развития, внешняя политика.
1
Причины и начало и ход Первой
мировой войны.
1
Завершающий
этап
войны.
Капитуляция
государств
Четверного союза.
1
Российское государство и общество
в годы Первой мировой войны.

Дата

и послевоенный

Формируемые
общие и
профессиональные
компетенции
ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 06

1
ОК 02
ОК 05
ОК 06

2

3

4
5

6

13

1

1

1.2

8

Основные
этапы
и
хронология
революционных событий
1917
г.
Первые
революционные
преобразования
большевиков

1
1
1

1

1

1

Практическое
занятие.
Итоги
Первой
мировой
войны.
Политические,
экономические,
социальные
и
культурные
последствия
Первой
мировой
войны
Практическое
занятие.
Итоги
Первой мировой войны. Работа с
картой.
Причины Великой российской
революции и ее начальный этап.
Основные этапы и хронология
революционных событий 1917 г.
Формирование
Временного
правительства и программа его
деятельности. Петроградский Совет
рабочих и солдатских депутатов и
его декреты.
Июльский
кризис
и
конец
двоевластия.
Выступление
Корнилова против Временного
правительства.
Свержение
Временного правительства.
Первые
революционные
преобразования
большевиков.
Первая Конституция РСФСР 1918
г.
Первые мероприятия большевиков
в политической, экономической и
социальной сферах. Декрет о мире
и заключение Брестского мира.

7

8

9
10

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

11

12

13

14

14

1

1

1.3

8

Гражданская война и ее
последствия. Культура
Советской России в период
Гражданской войны

1
1

1
1

1

1
1

1

Национализация.
Практическая
работа.
Первые
революционные
преобразования
большевиков.
Практическая
работа.
Первые
революционные
преобразования
большевиков
Работа
с
источниками.
Причины и этапы Гражданской
войны в России.
Гражданская
война
как
общенациональная
катастрофа.
Военная интервенция.
Политика "военного коммунизма".
Убийство царской семьи.
Особенности Гражданской войны
на Украине, в Закавказье и Средней
Азии, в Сибири и на Дальнем
Востоке. Польско-советская война.
Поражение армии Врангеля в
Крыму.
Национальный
фактор
в
Гражданской войне. Декларация
прав народов России и ее значение.
Практическое занятие. Наш край в
1914-1922 гг.
Практическое
занятие.
Общественно-политическая
и
социокультурная жизнь в РСФСР в
годы Гражданской войны.
Итоговая контрольная работа за I
семестр.

15

16

17
18

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

19
20

21

22
23

24

15

I курс I семестр – 24 часа
II

34

2.1

7

Раздел 2. Межвоенный период (1918–1939). СССР в 1920–1930-е годы
СССР в 20-е годы.
Новая
экономическая
политика

1

1

1

1

1

1
1

2.2

6

Советский Союз в конце
1920-х–
1930-е гг.

1
1

Социально-экономический
и
политический кризис в РСФСР в
начале 20-х гг. НЭП.
Предпосылки
и
значение
образования
СССР.
Принятие
Конституции
СССР
1924 г.
Политика "коренизации"
Ликвидация
небольшевистских
партий и установление в СССР
однопартийной
политической
системы. Смерть В. И. Ленина и
борьба за власть.
Утверждение культа личности
Сталина. Массовые политические
репрессии 1937-1938 гг..
Социальная
политика
большевиков. Положение рабочих
и крестьян. Эмансипация женщин.
Практическое занятие.
Противоречия политики НЭПа.
Практическое
занятие.
Однопартийная
политическая
система и «срастание» партийных
и советских органов власти
Индустриализация
в
СССР.
"Великий перелом".
Коллективизация
сельского
хозяйства
и
ее
трагические
последствия. Раскулачивание.

25

26

ОК 01, ОК 02, ОК
04 ОК 05, ОК 06

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

27

28

29

30
31

32
33

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
16

1

1

1
1

2.3

5

Культурное пространство
советского общества в
1920– 1930-е гг.

1

1

1
1
1
2.4

11

Революционные события
1918 – начала 1920-х гг.
ВерсальскоВашингтонская система.
Мир в 1920-е – 1930-е гг.
Нарастание агрессии в

1

1

Голод в «зерновых» районах СССР
в 1932-1933 гг. как следствие
коллективизации.
Советская
социальная
и
национальная политика 1930-х гг.
Пропаганда
и
реальные
достижения. Конституция СССР
1936 г.
Практическое занятие. Итоги и
цена советской модернизации.
Практическое занятие. Массовые
политические репрессии 1937-1938
гг.
Повседневная
жизнь
и
общественные настроения в годы
нэпа.
Пролеткульт
и
нэпманская
культура.
Борьба
с
безграмотностью.
Культурная
революция.
Социалистический реализм.
Практическое занятие. Культурная
революция и «угар НЭПа».
Практическое
занятие.
Повседневность 1930-х гг.
Мир в 1918-1939 гг.: от войны к
миру.
Распад
империй
и
образование новых национальных
государств в Европе. Планы
послевоенного устройства мира. 14
пунктов В. Вильсона.

34

Парижская мирная конференция.

44

35

36
37

38

39

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

40
41
42
43

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

17

мире в 1930-х гг.

1

1

1

1

1

1
1
1
1
2.5

5

Внешняя
политика
СССР в 1920–1930-е годы.
СССР накануне Великой

1
1

Лига
Наций.
Вашингтонская
конференция.
ВерсальскоВашингтонская система.
Революционные события 1918-1919
гг.
в
Европе.
Образование
Коминтерна.
Приход лейбористов к власти в
Великобритании.
Зарождение
фашистского движения в Италии
Эра процветания в США. Мировой
экономический кризис 1929-1933
гг. и начало Великой депрессии.
"Новый курс" Ф.Д. Рузвельта
Установление
авторитарных
режимов в странах Европы в 19201930-х гг.
Политика правительств Народного
фронта во Франции, Испании.
Франкистский
мятеж
и
гражданская война в Испании
Страны Азии, Латинской Америки в
1918-1930-е гг.
Нарастание агрессии в мире в 1930х гг.
Практическое занятие. Нарастание
агрессии в мире в 1930-х гг.
Практическое занятие. Развитие
культуры в 1914-1930-х гг.
Внешняя политика СССР в 1920-е
гг. Вступление СССР в Лигу Наций.
Возрастание угрозы мировой

45

46

47

48

49

50
51
52
53
54
55

ОК 02
ОК 04
ОК 05
18

Отечественной войны

1

1

1
1
1

1
1

войны. Попытки организовать
систему коллективной безопасности
в Европе.
СССР накануне Великой
Отечественной войны. Мюнхенский
договор 1938 г.
Практическое
занятие.
Результативность
внешней
политики
СССР
межвоенного
периода
Практическое занятие. Наш край
в 1920-1930-е гг.
Контрольная работа за II семестр.
Итоговая контрольная работа за I
курс.

ОК 06

56

57

58
59
60

I курс II семестр – 36 часов
За I курс – 60 часов.
III
26
Раздел 3. Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события,
итоги. Великая Отечественная война. 1941–1945 годы
1
Причины и начало Второй
61
3.1
8
Начало Второй мировой
мировой войны.
войны.
Начальный
период
Великой
1
62
Практическое занятие. Причины и
начало Второй мировой войны.
Отечественной
войны
Работа
с
историческими
(июнь 1941
источниками.
– осень 1942)
1
63
Практическое занятие. Причины и
начало Второй мировой войны.
Работа с исторической картой.
1
64
Начало Великой Отечественной

ОК 01, ОК 02, ОК
04 ОК 05, ОК 06
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

19

1

1

1
1

3.2

6

Коренной перелом в ходе
войны (осень 1942 – 1943
г.)

1
1
1
1

1

войны и войны на Тихом океане.
Практическое занятие. Причины и
начальный
период
Великой
Отечественной войны.
Переход в контрнаступление и
разгром немецкой группировки под
Москвой.
Наступательные
операции Красной Армии зимой весной 1942 г.
Практическое занятие. Политика
геноцида. Холокост.
Нападение японских войск на
Перл-Харбор, вступление США в
войну.
Формирование
Антигитлеровской коалиции. Лендлиз
Коренной перелом в войне.
Сталинградская битва.
Итоги наступления Красной Армии
летом - осенью 1943 г.
За линией фронта. Партизанское
движение. Коллаборационизм.
Война
в
Северной
Африке.
Падение
режима
Муссолини.
Перелом в войне на Тихом океане.
Тегеранская конференция
Практическое занятие. Укрепление
антифашистской
коалиции.
Московская
и
Тегеранская
конференции, их решения.

65

66

67
68

69
70

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

71
72

73

20

1

3.3

4

Человек и культура в
годы
Великой
Отечественной войны

1
1

1
1

3.4

6

Победа СССР в
Великой Отечественной
войне.
Завершение
Второй мировой войны

1

1

1

1

Практическое занятие. Коренной
перелом в войне. Работа с
исторической картой.
Человек и война: единство фронта
и тыла.
Практическое занятие. Массовый
героизм советского народа. Герои
фронта и тыла.
Культурное пространство в годы
войны.
Практическое занятие. Работа с
историческими
источниками:
анализ исторических плакатов,
военных
песен,
творчества
Твардовского А.Т., Эренбурга И.Г.,
Бека А.А., Симонова К.М.
Освобождение
Украины.
Белоруссии и Прибалтики. Боевые
действия
в
Восточной
и
Центральной Европе. Капитуляция
Германии.
Ялтинская конференция 1945 г.:
основные решения. Потсдамская
конференция.
Капитуляция
Японии.
Нюрнбергский
трибунал
и
Токийский процесс над военными
преступниками
Германии
и
Японии.
Итоги Великой Отечественной и

74

75
76

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

77
78

79

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

80

81

82
21

IV

32

4.1

10

Второй мировой войны. Решающий
вклад
СССР
в
победу
Антигитлеровской коалиции.
1
Практическое
занятие.
Завершающий период Великой
Отечественной войны. Разгром
милитаристской Японии. Работа с
исторической картой.
1
Практическое
занятие.
Уроки
войны. Дискуссия по методу
дебатов
Раздел 4. СССР в 1945–1991 годы. Послевоенный мир
Мир и международные
отношения
в
годы
холодной войны (вторая
половина половине ХХ
века)

1

1

1

1
1

1

От мира к холодной войне. Речь У.
Черчилля в Фултоне. Доктрина
Трумэна.
План
Маршалла.
Разделенная Европа.
Международные
кризисы
и
региональные конфликты в годы
холодной
войны.
Гонка
вооружений.
США во второй половине XX начале XXI в. Развитие отношений
с СССР, Российской Федерацией.
Страны
Европы
во
второй
половине XX - начале XXI в.
Страны Азии и Африки во второй
половине XX - начале XXI в.
Латинская Америка.
Практическое
занятие.

83

84

85

ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 06
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

86

87

88
89

90
22

1

1

1
1
II курс I семестр – 34 часа
4.2
2
СССР в 1945–1953 гг.

1
1

4.3

5

СССР в середине 1950-х –
первой половине 1960-х
гг.

1

1
1

1

Послевоенное
изменение
политических границ в Европе.
Практическое
занятие.
Послевоенное
изменение
политических границ в Европе.
Работа с исторической картой.
Практическое занятие. Причины и
этапы «холодной войны». Работа с
исторической картой.
Практическое занятие. Политика
«разрядки»: успехи и проблемы
Итоговая контрольная работа за III
семестр.

91

92

93
94

Влияние последствий войны на
советскую систему и общество.
Рост
влияния
СССР
на
международной арене. Начало
холодной войны.
Смена
политического
курса.
Н.С.Хрущев. Оттепель

95

Социально-экономическое
развитие СССР.
Внешняя политика. СССР и страны
Запада. Международные военнополитические кризисы, позиция
СССР и стратегия ядерного
сдерживания
Практическое
занятие.

98

96

97

ОК 02
ОК 05
ОК 06

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

99

100
23

1

4.4

6

Советское общество в
середине 1960-х – начале
1980-х гг.

1

1
1

1

1

1

4.5

4

Политика «перестройки».

1

Общественно-политическое
развитие
СССР
в
условиях
«оттепели».
Практическое занятие. Научнотехническая революция в СССР.
Дискуссия по методу «метаплана»
Приход к власти Л.И. Брежнева:
смена
политического
курса.
Экономические реформы 1960-х гг.
Конституция СССР 1977 г.
Нарастание застойных тенденций в
экономике и кризис идеологии.
Между
разрядкой
и
конфронтацией.
Возрастание
международной
напряженности.
Холодная война и мировые
конфликты.
Общественно-политическая жизнь
в СССР в середине 60-х – начале
80-х гг.
Практическое
занятие.
Общественно-политическая жизнь
в СССР в середине 60-х – начале
80-х гг.
Практическое занятие. Внешняя
политика СССР в середине 60-х –
начале
80-х
гг.
Работа
с
историческими источниками
Нарастание кризисных явлений в
социально-экономической
и

101

102

103
104

105

106

107

108

ОК 02

24

Распад
СССР
(1985–1991 гг.)

идейно-политической
сферах.
М.С.Горбачёв: курс на реформы.
1
109
Последний этап перестройки: 19901991 гг. Попытка государственного
переворота в августе 1991 г.
1
110
Практическое
занятие.
Общественно-политическая жизнь
в СССР в годы «перестройки».
1
111
Практическое занятие. Внешняя
политика СССР в 1985–1991 гг.
Дебаты «за» и «против»
Раздел 5. Российская Федерация в 1992–2020 гг. Современный мир в условиях глобализации

5
5.1

5

Становление
новой
России (1992–1999 гг.)

1
1

1

1

1

5.2

10

Современный

мир.

1

Б.Н.Ельцин. Начало радикальных
экономических преобразований.
Нарастание
политикоконституционного
кризиса.
Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений.
Новые
приоритеты
внешней
политики. Россия - правопреемник
СССР на международной арене.
Практическое занятие. Российская
многопартийность и строительство
гражданского общества.
Практическое
занятие.
Повседневная жизнь россиян в
условиях реформ.
Внешняя политика США конце XX
- начале XXI в. Развитие

ОК 04
ОК 05
ОК 06

ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 06

112
113

114

115

116

117

25

Глобальные
человечества

проблемы
1
1

1
1

1
1

1

1

отношений
с
Российской
Федерацией. Европейский союз.
Развитие
восточноевропейских
государств в XXI в.
Практическое
занятие.
«Оранжевые»
революции
на
постсоветском пространстве.
Практическое занятие. Революции
в развивающихся странах.
Политическое развитие арабских
стран в конце XX - начале XXI в.
"Арабская
весна"
и
смена
политических режимов в начале
2010-х гг. Гражданская война в
Сирии
"Левый поворот" в Латинской
Америке в конце XX в.
Развитие науки во второй половине
XX - начале XXI в. (ядерная
физика,
химия,
биология,
медицина).
Научно-техническая
революция.
Течения и стили в художественной
культуре второй половины XX начала XXI в.: от модернизма к
постмодернизму.
Практическое занятие. Человек в
стремительно меняющемся мире:
культура и научно-технический
прогресс. Дискуссия по методу

118
119

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

120
121

122
123

124

125

26

1
5.3

8

Россия в XXI веке:
вызовы времени и задачи
модернизации

1

1

1

1

1

1

«метаплана»
Практическое занятие. Глобальные
проблемы человечества.
Вступление
в
должность
Президента В.В. Путина. Основные
направления внутренней и внешней
политики.
Президент
Д.А.
Медведев,
премьер-министр
В.В.
Путин.
Основные направления внешней и
внутренней политики. Проблема
стабильности и преемственности
власти.
Практическое занятие. Развитие
политической системы России в
начале XXI в.
Практическое занятие. Внешняя
политика РФ в конце XX – начале
XXI в. Работа с историческими
источниками.
Избрание
В.В.
Путина
Президентом
Российской
Федерации
в
2012
г.
и
переизбрание на новый срок в 2018
г. Вхождение Крыма в состав
России
Государственный переворот в
Украине 2014 г. и его последствия
для
русскоязычного
населения
Украины, позиция России.

126
127

ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

128

129

130

131

132

27

1

1

Дифференцированный
зачёт
II курс II семестр – 42 часа
За II курс – 76 часов.
Всего – 136 часов.

2

Практическое занятие. Мир и
процессы глобализации в новых
условиях.
Практическое занятие. Россия в
современном мире. Работа с
историческими источниками

133

134

2

28

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц,
исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов);
информационно-коммуникационные средства; экранно-звуковые пособия; комплект
технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их
использованию и технике безопасности; библиотечный фонд кабинета. (учебники,
учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные)). Библиотечный фонд
кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научнопопулярной и другой литературой по вопросам исторического образования. Технические
средства обучения: мультимедийный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном
процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.

1.

36

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Код и наименование
Раздел/Тема
Тип оценочных
формируемых компетенций
мероприятий
ОК 01. Выбирать способы
Р 1, П-о/с2
Диагностическая работа
решения задач
Р 2, П-о/с
Контрольная работа
профессиональной
Р 3, П-о/с
Самооценка и
деятельности применительно
Р 4, П-о/с
взаимооценка
к различным контекстам
Р 5, П-о/с
Презентация минипроектов
ОК 02. Использовать
Р 1, Тема 1.1, 1.2, 1.3, П-о/с
современные средства поиска, Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, Устный и письменный
опрос
анализа и интерпретации
П-о/с
Результаты выполнения
информации, и
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,
учебных заданий
информационные технологии По/с
маршрута
для выполнения задач
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, Разработка
образовательного
профессиональной
П-о/с
путешествия
деятельности
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
Практические работы
ОК 04. Эффективно
Р 1, Тема 1.2, 1.3, П-о/с
взаимодействовать и работать Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, Промежуточная
аттестация
в коллективе и команде
П-о/с
(выполнение
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,
экзаменационных
По/с
заданий)
Р 4, Темы 4.1, 4.3, 4.4, 4.5,
По/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с
ОК 05. Осуществлять устную и Р1, Тема 1.1,1.2,1,3 П-о/с
письменную коммуникацию на Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5
государственном языке
П-о/с
Российской Федерации с
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4,
учетом особенностей
По/с
социального и культурного
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5
контекста
П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3 П-о/с

2

Профессионально-ориентированное содержание

37

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ПК …

Р1, Тема 1.1,1.2,1.3. П-о/с
Р 2, Темы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5
П-о/с
Р 3, Темы 3.1, 3.2, 3.4 П-о/с
Р 4, Темы 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5,
П-о/с
Р 5, Темы 5.1, 5.2, 5.3, П-о/с

П-о/с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».